Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ГИА_МИЭ_2023-2024

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о государственной итоговой аттестации выпускников
Свердловского колледжа искусств и культуры, обучающихся по
Федеральным государственным образовательным стандартам (далее Положение) регламентирует процесс государственной итоговой аттестации
(далее – ГИА) выпускников по основным профессиональным
образовательным программам, реализуемым Свердловским колледжем
искусств и культуры (далее – колледж) в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования (ФГОС СПО).
1.2. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации», законом «Об образовании в
Свердловской области», ФГОС СПО государственная итоговая аттестация
выпускников государственных учреждений среднего профессионального
образования является обязательной.
1.3. Государственная итоговая аттестация выпускников Свердловского
колледжа искусств и культуры проводится по окончании ступени обучения,
имеющей профессиональную завершенность, по программам, имеющим
государственную аккредитацию, по специальностям, предусмотренным
федеральным государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования.
1.4. Государственная итоговая аттестация представляет собой процесс
оценивания уровня образования и квалификации выпускников независимо от
форм получения образования на основе требований ФГОС СПО с учетом
региональных требований Свердловской области и завершается выдачей
документа государственного образца об уровне образования и квалификации.
Выпускник (артист, преподаватель, руководитель эстрадного
коллектива) должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими
способность и готовность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
OK 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
3

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования в профессиональной деятельности.
OK 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования в профессиональной деятельности.
Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива
(выпускник) должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),
соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Музыкально-исполнительская деятельность
ПК 1.1. Целостно воспринимать, самостоятельно осваивать и исполнять
различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой
музыкальной литературы в соответствии с программными требованиями.
ПК 1.2. Осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность в
составе ансамблевых, оркестровых джазовых коллективов в условиях
театрально-концертных организаций.
ПК 1.3. Демонстрировать владение особенностями джазового
исполнительства, средствами джазовой импровизации.
ПК 1.4. Применять в исполнительской деятельности технические
средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях
студии.
ПК 1.5. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкальных произведений, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.6. Осваивать сольный, ансамблевый и оркестровый
исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

4

ПК 1.7. Овладевать культурой устной и письменной речи,
профессиональной терминологией.
Педагогическая деятельность
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую
деятельность в образовательных организациях дополнительного образования
детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных
организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания из области психологии и педагогики,
специальных и музыкально- теоретических дисциплин в преподавательской
деятельности.
ПК 2.3. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.4. Планировать развитие профессиональных умений
обучающихся.
ПК 2.5. Использовать базовые знания и практический опыт по
организации и анализу образовательного процесса, методике подготовки и
проведения занятия в исполнительском классе.
ПК 2.6. Применять классические и современные методы преподавания.
Организационно-управленческая деятельность
ПК 3.1. Исполнять обязанности руководителя эстрадно-джазового
творческого коллектива.
ПК 3.2. Организовывать репетиционную и концертную работу,
планировать и анализировать результаты своей деятельности.
ПК 3.3. Применять базовые знания современной оркестровки и
аранжировки.
ПК 3.4. Использовать знания методов руководства эстрадно-джазовым
коллективом и основных принципов организации его деятельности.
1.5. Программа государственной (итоговой) аттестации доводится до
сведения студента не позднее, чем за шесть месяцев до начала
государственной (итоговой) аттестации.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
2.1. Государственная итоговая аттестация выпускников по
специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам)
проводится в соответствии с:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
5

- Федеральных государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования (ФГОС СПО).
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
(Минпросвещения России) от 08.11.2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г.,
№ 291, зарегистрированного в Минюст России от 14 июня 2013 г. № 28785
«Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих
основные профессиональные образовательные программы СПО»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г., №
464, зарегистрированного в Минюст России от 30 июля 2013 г. № 29200 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам СПО»;
- Положения об организации
итоговой аттестации выпускников
ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры»;
- Положения о выпускной квалификационной работе ГБПОУ СО
«Свердловский колледж искусств и культуры»;
- Программ профессиональных модулей и производственных практик
ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры».
2.2. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой)
аттестации выпускников, обучавшихся по основным профессиональным
образовательным программам среднего профессионального образования на
основе Федеральных государственных образовательных стандартов, является
представление документов, подтверждающих освоение обучающимся всех
профессиональных модулей, компетенций при изучении теоретического
материала и прохождении практики по каждому из основных видов
профессиональной деятельности. В том числе, выпускником могут быть
представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные
сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие
работы по специальности, характеристики с мест прохождения
преддипломной практики. Допуск выпускника к государственной итоговой
аттестации оформляется приказом директора колледжа на основании
решения педагогического совета.
2.3. Виды аттестационных испытаний и содержание государственной
итоговой аттестации, условия подготовки и проведения аттестационных
испытаний, критерии оценивания результатов государственной итоговой
аттестации доводятся до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть
месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
6

2.4. Сроки проведения аттестационных испытаний, входящих в
государственную итоговую аттестацию, устанавливаются в соответствии с
календарным графиком учебного процесса.
2.5. Сроки и регламент проведения итоговых аттестационных
испытаний утверждаются директором и доводятся до сведения обучающихся,
членов государственных аттестационных комиссий, преподавателей не
позднее, чем за месяц до их начала.
2.6. Аттестационные испытания проводятся на открытых заседаниях
государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей
ее состава.
2.7. Решения государственной аттестационной комиссии о результатах
аттестации принимаются на закрытых заседаниях государственной
аттестационной комиссии большинством голосов членов комиссии. При
равном числе голосов голос председателя комиссии является решающим.
Особое мнение членов государственной аттестационной комиссии
отражается в протоколе.
2.8. Результаты государственной итоговой аттестации по всем
входящим в нее видам аттестационных испытаний фиксируются в
протоколах заседаний государственных аттестационных комиссий и
объявляются выпускникам в тот же день, в который проходили
аттестационные испытания.
2.9. Выпускникам, не прошедшим итоговые аттестационные испытания
в полном объеме и в установленные сроки по уважительным причинам,
директором колледжа может быть назначен другой срок прохождения
аттестационных испытаний или аттестация выпускников отложена до
следующего периода работы государственной аттестационной комиссии.
2.10. Выпускники, не прошедшие итоговые аттестационные испытания
в полном объеме и в установленные сроки по неуважительным причинам или
получившие неудовлетворительные оценки по результатам аттестационных
испытаний, отчисляются из колледжа приказом директора.
2.11. В случае изменения содержания и видов аттестационных
испытаний, входящих в государственную итоговую аттестацию, выпускники
проходят аттестационные испытания в соответствии с содержанием и
видами, реализуемыми в год окончания курса обучения.
2.12. Изменение срока проведения государственной итоговой
аттестации для выпускника(-ов) на срок ранее установленного колледжем
графиком образовательного процесса согласовывается в Министерстве
культуры Свердловской области в соответствии с ежегодно устанавливаемым
порядком.
7

2.13. Протоколы государственной итоговой аттестации выпускников и
сводные ведомости итоговых оценок по изученным дисциплинам и модулям
хранятся 75 лет в архиве колледжа.
2.14. Ежегодный отчет о работе государственной аттестационной
комиссии обсуждается на совете колледжа и представляется в месячный срок
после завершения государственной итоговой аттестации.
3. ФУНКЦИИ И СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЙ
3.1.
Государственная
итоговая
аттестация
осуществляется
государственными аттестационными комиссиями, создаваемыми в колледже
по каждой основной профессиональной образовательной программе.
3.2. Государственные аттестационные комиссии руководствуются в
своей деятельности настоящим Положением, нормативно-правовыми актами
колледжа, требованиями федеральных государственных стандартов среднего
профессионального образования.
3.3. Основными функциями государственных аттестационных
комиссий являются:
- комплексная оценка уровня подготовки (образовательных
достижений) выпускника в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта;
- решение вопроса о присвоении уровня квалификации по результатам
государственной
итоговой
аттестации
и
выдаче
выпускнику
соответствующего документа о профессиональном образовании;
- внесение предложений и рекомендаций по совершенствованию
содержания,
- обеспечения и технологии реализации образовательных программ,
осуществляемых колледжем, на основе анализа результатов государственной
итоговой аттестации выпускников.
3.4. Состав государственных аттестационных комиссий формируется
колледжем по каждой основной профессиональной образовательной
программе. Может создаваться единая для образовательной программы
государственная аттестационная комиссия по всем видам аттестационных
испытаний, или государственные аттестационные комиссии по каждому виду
(или нескольким видам) аттестационных испытаний.
3.5. Состав государственных аттестационных комиссий формируется
директором колледжа из числа педагогических и руководящих работников
колледжа, представителей предприятий, организаций - социальных
партнеров и других компетентных в области образования специалистов
8

профессионального образования. Количественный и качественный состав
аттестационной комиссии на конкретном аттестационном испытании должен
обеспечить объективность и компетентность оценивания результатов
аттестации по всем параметрам данного вида испытаний. Состав
государственной аттестационной комиссии утверждается приказом
директора колледжа. Представитель работодателя может входить в состав
государственной аттестационной комиссии.
3.6. Государственную аттестационную комиссию возглавляет
председатель, который организует и контролирует деятельность комиссии,
обеспечивает единство требований, предъявляемых выпускникам.
3.7. Директор колледжа является заместителем председателя
государственной аттестационной комиссии. В случае организации
нескольких государственных аттестационных комиссий заместителями
председателя государственной аттестационной комиссии могут быть
назначены заместители директора, председатели цикловых комиссий
(руководители специальности).
3.8. Государственные аттестационные комиссии руководствуются в
своей деятельности настоящей Программой государственной итоговой
аттестации и учебно-методической документацией, разрабатываемой
колледжем на основе федерального государственного образовательного
стандарта.
4.СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Государственная итоговая аттестация (ГИА) представляет собой
завершающий этап освоения студентом программы подготовки специалистов
среднего звена (ППССЗ).
К ГИА допускается студент, не имеющий академической
задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный по ППССЗ специальности 53.02.02 Музыкальное
искусство эстрады (по видам).
Необходимым условием допуска к ГИА является представление
документов, подтверждающих освоение обучающимися общих и
профессиональных компетенций при изучении теоретического материала и
прохождении практики по каждому из видов профессиональной
деятельности
–
результаты
экзамена
(квалификационного)
по
профессиональному модулю, портфолио с отчетом о ранее достигнутых
результатах и др.
Документы, предоставляемые государственной экзаменационной
комиссии, включают:
9

- ФГОС специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по
видам);
- Программа государственной итоговой аттестации выпускников;
- Приказ директора колледжа о допуске студентов к государственной
итоговой аттестации;
- Сведения об успеваемости выпускника;
- Зачетные книжки выпускников;
- Портфолио выпускника.
ГИА выпускников проходит в сроки, определенные графиком учебного
процесса с 3 по 30 июня по утвержденному директором колледжа
расписанию.
Государственная итоговая аттестация выпускников специальности
Музыкальное искусство эстрады (по видам) включает:
- подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) «Исполнение сольной программы»,
- государственный экзамен «Ансамблевое исполнительство» по
междисциплинарному курсу «Ансамблевое исполнительство»,
- государственный экзамен по виду Инструменты эстрадного оркестра
- «Управление эстрадным оркестром» по междисциплинарному курсу
«Дирижирование, чтение партитур и работа с оркестром»,
- государственный экзамен по виду Эстрадное пение - «Управление
эстрадным ансамблем, творческим коллективом" по междисциплинарному
курсу "Работа с вокальным ансамблем, творческим коллективом, постановка
концертных номеров",
- государственный экзамен по профессиональному модулю
«Педагогическая деятельность»,
В соответствии с ФГОС СПО выпускная квалификационная работа
является обязательной частью ГИА. Цель защиты выпускной
квалификационной работы – установление соответствия результатов
освоения студентами образовательных программ – программ подготовки
специалистов среднего звена соответствующим требованиям ФГОС СПО.
Тематика выпускной квалификационной работы «Исполнение сольной
программы» соответствуют содержанию профессионального модуля
«Музыкально исполнительская деятельность».
Фонды оценочных средств для государственной итоговой аттестации
(требования и критерии оценки ВКР и государственных экзаменов)
разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после
предварительного положительного заключения работодателей.

10

Темы ВКР (программы выступлений выпускников), требования к ВКР
и критерии оценки ежегодно рассматриваются на ПЦК колледжа.
Утвержденные программы ГИА, требования и критерии оценки
доводятся до сведения студентов за 6 месяцев.
Для подготовки ВКР студенту назначается руководитель –
преподаватель профессионального модуля «Музыкально-исполнительская
деятельность».
Защита ВКР «Исполнение сольной программы» проводится в
концертном зале.
Государственные экзамены «Ансамблевое исполнительство» по
междисциплинарному курсу «Ансамблевое исполнительство», «Управление
эстрадным оркестром» по междисциплинарному курсу «Дирижирование,
чтение партитур и работа с оркестром» (по виду Инструменты эстрадного
оркестра) и «Управление эстрадным ансамблем, творческим коллективом"
по междисциплинарному курсу "Работа с вокальным ансамблем, творческим
коллективом, постановка концертных номеров" (по виду "Эстрадное пение")
проводятся в концертном зале.
Государственный
экзамен
по
профессиональному
модулю
«Педагогическая деятельность» проводится в специально подготовленных
аудиториях.
5.ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
«Исполнение сольной программы»
Выпускная
квалификационная
работа
«Исполнение сольной
программы» проводится в форме исполнения выпускником сольной
концертной программы.
По виду Инструменты эстрадного оркестра.
Выпускник должен продемонстрировать:
- владение техническими навыками и приемами игры на инструменте;
- владение средствами исполнительской выразительности для
грамотной интерпретации нотного текста;
- раскрытие художественной стороны произведения;
- психофизическое владение собой в процессе концертного исполнения.
Выпускная
квалификационная
работа
«Исполнение сольной
программы» включает в себя: Исполнение сольной программы состоящей из
трех музыкальных произведений разной жанровой и стилистической
направленности общей продолжительностью звучания 15-25 минут –
произведение крупной формы (концерт, соната, фантазия, вариации, сюита);

11

виртуозное произведение; обработка джазового стандарта, с включением
импровизации.
Возможные варианты исполнения:
- одно произведение сольно, без сопровождения;
- в сопровождении концертмейстера;
- в сопровождении малого состава ансамбля (дуэт, комбо, ритм –
группа);
- в сопровождении фонограммы «минус один».
По виду Эстрадное пение.
Выпускник должен продемонстрировать:
практический опыт
концертного
исполнения вокальных
произведений;
- использование специфических джазовых вокальных приемов;
- исполнительское мастерство и вокальную технику (интонация,
дикция, ритмичность, фразировка);
- чувство художественного стиля;
-владение микрофоном;
- владение индивидуальной манерой исполнения, сформированностью
тембра голоса;
- раскрытие художественного образа через артистизм, пластику,
сценическое обаяние;
- применение знаний иностранного языка для исполнения сочинений на
языке оригинала.
Выпускная квалификационная работа представляет собой исполнение
сольной программы, состоящей из трех музыкальных произведений разной
жанровой и стилистической направленности общей продолжительностью
звучания 15-25 минут включающей: джазовый стандарт, произведение из
мюзикла или музыкального кинофильма, произведение в стиле джаз-фанк,
босса нова, ритм энд блюз, фолк, кантри, соул и др., вокальное произведение
отечественной эстрады.
Возможные варианты исполнения:
- одно произведение a capella;
- в сопровождении фортепиано;
- в сопровождении инструментального ансамбля;
- в сопровождении джаз-бэнда;
- в сопровождении фонограммы «минус один».

12

6.ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЭКЗАМЕНАМ
Требования
к
государственному
экзамену
«Ансамблевое
исполнительство» по междисциплинарному курсу «Ансамблевое
исполнительство»
По виду Инструменты эстрадного оркестра государственный экзамен
«Ансамблевое исполнительство» должен определять:
- уровень профессиональной подготовки выпускников;
-умение создать в ансамбле единый художественный образ
произведения;
- умение слышать единство штрихов и динамики;
- ритмическую устойчивость.
Программа
по
инструментальному
ансамблю
исполняется
выпускником на инструменте, выбранном в качестве специального.
Программа выступления состоит из 2 разнохарактерных произведений,
исполненных в разных стилях (Mainstream, Swing, Fusion, Jazz-Rock, Bossa
Nova, Ballada) для различных инструментальных составов, от дуэтов до
ансамблей с любым количеством исполнителей. Допускается исполнение
одного произведения в качестве музыкального сопровождения солистувокалисту.
Исполнительский состав ансамбля определяется в основном перечнем
специальных инструментов выпускников данного года.
Время звучания программы не менее 7 -10 минут.
По виду Эстрадное пение государственный экзамен «Ансамблевое
исполнительство» должен определять:
- уровень профессиональной подготовки выпускников и практический
опыт концертного исполнения вокальных произведений;
- умение создать в ансамбле единый художественный образ
произведения;
- особенности работы в качестве артиста вокального ансамбля;
- специфику эстрадно-джазового ансамблевого исполнительства;
- артистические способности, пластику движения, элементы актерского
мастерства;
- уровень знания иностранного языка для исполнения сочинений на
языке оригинала;
- умение солировать в составе ансамбля;
- умение исполнять вокальные произведения в условиях различных
исполнительских составов.
Репертуар и группы исполнителей формируются в зависимости от
уровня вокальной технической подготовки, музыкальных и внешних данных
13

студентов, артистического темперамента. Ансамбли могут состоять из двух,
трех и более участников. К участию в ансамбле могут привлекаться студенты
младших курсов или выпускники прошлых лет.
Экзаменационная программа выпускника состоит из двух - трех
разнохарактерных произведений.
Возможные стилевые направления выпускной программы:
- народная песня; дуэты и ансамбли из мюзикла; ретро-песня;
инструментальная пьеса на скэт; эстрадная популярная песня на русском или
иностранном языке; произведения современных направлений музыки (рок, фанк, джаз -рок, фолк - рок, поп- рок, фолк-поп и др.);
- актерская песня (произведения из кинофильмов, спектаклей,
мультфильмов); шуточная песня; патриотическая песня; военная песня; ритм
энд блюз; традиционный джаз; баллада; босса-нова; кантри; гимн; спиричуэл;
соул; фьюжн и др.
Государственный
экзамен
по
междисциплинарному
курсу
«Ансамблевое исполнительство» проводится в форме концертного
выступления и предполагает различные варианты сопровождения
(фортепиано, ансамбль, джаз-бэнд, фонограмму «- 1»), а также a capella.
Требования к государственному экзамену «Управление эстрадным
оркестром» по междисциплинарному курсу «Дирижирование, чтение
партитур и работа с оркестром» (по виду Инструменты эстрадного
оркестра)
Государственный экзамен «Управление эстрадным оркестром»
определяет:
- готовность студента к профессиональной работе в качестве
руководителя
эстрадного коллектива, а также артиста ансамбля;
- наличие необходимых знаний и навыков в области инструментальной
аранжировки;
- основы репетиционной и концертно-исполнительской работы.
Экзамен представляет собой исполнение концертной программы
эстрадным коллективом (оркестр, ансамбль). Программа состоит из двух
произведений, в том числе возможно исполнение произведения собственной
аранжировки.
Требования государственному экзамену «Управление эстрадным
ансамблем, творческим коллективом" по междисциплинарному курсу
"Работа с вокальным ансамблем, творческим коллективом, постановка
концертных номеров" (по виду "Эстрадное пение")

14

Государственный экзамен по междисциплинарному курсу «Работа с
вокальным ансамблем, творческим коллективом, постановка концертных
номеров» определяет:
- готовность студента к профессиональной работе в качестве
руководителя эстрадного вокального коллектива, а также артиста ансамбля;
- наличие необходимых знаний и навыков в области вокальной
аранжировки и постановки концертного номера;
- основы репетиционной и концертно-исполнительской работы.
Экзамен проводится в форме ответа по экзаменационным билетам,
которые включают теоретические вопросы.
На выполнение задания по билету отводится не более одного
академического часа.
В составе экзаменационного билета два вопроса:
- теоретические вопросы по МДК "Работа с вокальным ансамблем,
творческим коллективом, постановка концертных номеров".
Требования государственному экзамену по профессиональному
модулю
"Педагогическая деятельность".
Государственный
экзамен
по
профессиональному
модулю
«Педагогическая деятельность» проводится по междисциплинарным курсам
(МДК), входящим в состав профессионального модуля «Педагогическая
деятельность»: «Педагогические основы преподавания творческих
дисциплин» и «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса».
Государственный
экзамен
по
профессиональному
модулю
"Педагогическая деятельность" проводится в два этапа. Первый этап –
компьютерное тестирование в режиме реального времени по общим
вопросам психологии и педагогики. Второй этап проводится в форме ответа
по экзаменационным билетам, которые включают теоретические и
практические вопросы.
На выполнение задания по билету отводится не более одного
академического часа.
В составе экзаменационного билета два вопроса:
- теоретический вопрос по МДК «Педагогические основы
преподавания
творческих дисциплин»,
- теоретический вопрос по МДК «Учебно-методическое обеспечение
учебного процесса».

15

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
«Исполнение сольной программы»
Оценивание
представленной
выпускниками
выпускной
квалификационной работы «Исполнение сольной программы» производится
по четырехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
По виду Инструменты эстрадного оркестра:
Оценка «отлично» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- яркое раскрытие эмоционально-художественного содержания
музыкальных произведений;
- виртуозное владение различными видами техники;
- точную передачу стилистических особенностей музыкальных
произведений;
- отличное владение фразировкой, артикуляцией, ритмом;
- динамическое разнообразие, богатство звуковой палитры
инструмента;
- наличие артистизма и сценической выдержки.
Оценка «хорошо» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- точное исполнение нотного текста;
- раскрытие эмоционально-художественного содержания музыкальных
произведений;
- хорошее владение различными видами техники;
- стилистические особенностей музыкальных произведений;
- владение фразировкой, артикуляцией, ритмом;
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- неточное исполнение нотного текста;
- отсутствие выразительности в раскрытии эмоциональнохудожественного содержания музыкальных произведений;
- отсутствие свободы во владении различными видами техники;
- неточную передача стилистических особенностей музыкальных
произведений;
- неточности фразировки, артикуляции, ритма.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- отсутствие знания нотного текста;
- отсутствие раскрытия эмоционально-художественного содержания
музыкальных произведений;
16

- отсутствие исполнительской техники;
- неточную передачу стилистических особенностей музыкальных
произведений;
- неточности фразировки, артикуляции, ритма.
по виду Эстрадное пение
Оценка «отлично» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- отличное владение техникой эстрадно - джазового пения (чистая
вокальная интонация, отличная дикция, правильное дыхание, овладение
филировкой звука, четкость темпа и ритма);
- ярко выраженное личностное начало исполнителя, индивидуальная
манера исполнения;
- понимание стилистических особенностей произведения;
- овладение переходным регистром, хорошее legato, беглость голоса;
- яркие артистические способности, стабильность и музыкальная
выразительность исполнения;
- убедительное и яркое воплощение художественного образа.
Оценка «хорошо» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- достаточно уверенное владение основными вокально-техническими
навыками – дыханием, дикцией, регистрами; - чистое интонирование;
- артистичное, выразительное, ровное исполнение программы;
- понимание стилистических особенностей произведения;
- небольшие темповые и ритмические погрешности;
- не вполне убедительная трактовка музыкального произведения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- удовлетворительное владение вокально-техническими навыками,
погрешности в звуковедении;
- неточное интонирование;
- недостаточно убедительное воплощение художественного образа,
стилевые недочеты;
- недостаточное знание музыкального материала (сольные,
ансамблевые и хоровые партии) исполняемых песен;
- недостаточную эмоциональность и артистичность;
- отсутствие стабильности и уверенности исполнения.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- низкий уровень владения вокально-техническими навыками;
- проблемы со звукоизвлечением;
- неприятный тембр и манеру пения;
17

- неубедительную трактовку музыкального произведения;
- отсутствие понимания стилистических особенностей исполняемых
произведений;
- крайне неуверенное исполнение с остановками, в заниженных темпах,
без динамических нюансов.
8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ
Государственный экзамен «Ансамблевое исполнительство» по
междисциплинарному курсу «Ансамблевое исполнительство»
Оценивание
исполнения
выпускниками
программы
по
междисциплинарному курсу «Ансамблевое исполнительство» производится
по четырех-балльной шкале:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
По виду Инструменты эстрадного оркестра
Оценка «отлично» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- яркое, убедительное исполнение, цельное по форме и выразительное
по образному содержанию;
- яркое раскрытие, единое понимание партнерами эмоциональнохудожественного содержания музыкальных произведений;
- виртуозное владение различными видами техники;
- точную передачу стилистических особенностей музыкальных
произведений;
- единство фразировки, артикуляции, идентичность исполнения
штрихов;
- динамическое равновесие исполняемых произведений;
- единство исполнительских намерений, динамический баланс с
солистом;
- чувство ансамбля;
- сценическую выдержку.
Оценка «хорошо» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- хорошее знание своей партии;
- единое понимание партнерами эмоционально-художественного
содержания музыкальных произведений;
- допущение некоторых технических помарок в исполнении;
- передача стилистических особенностей музыкальных произведений;
- единство исполнительских намерений, динамический баланс с
солистом, но незначительные несовпадения с солистом;
- владение навыками фразировки, артикуляции, некоторые
ритмические, штриховые погрешности.
18

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- неточное исполнение нотного текста;
- отсутствие выразительности в раскрытии эмоциональнохудожественного содержания музыкальных произведений;
- отсутствие свободы во владении различными видами техники;
- неточная передача стилистических особенностей музыкальных
произведений;
- недостаточно убедительное выступление, неопределенное по форме,
невыразительное по образному содержанию;
- несогласованность намерений исполнителей; заметные нарушения
динамического баланса с солистом;
- неточности ритма, фразировки, артикуляции, штрихов и динамики.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- отсутствие знания нотного текста, допущены многократные ошибки,
остановки;
- отсутствие раскрытия эмоционально-художественного содержания
музыкальных произведений;
- отсутствие исполнительской техники;
- неточная передача стилистических особенностей музыкальных
произведений;
- отсутствует ансамбль, динамический баланс;
- неточности ритма, фразировки, артикуляции, штрихов и динамики.
По виду Эстрадное пение
Оценка «отлично» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- интересное художественное решение в раскрытии художественного
образа произведения;
- одинаковое понимание партнерами идейно - художественного
замысла и стилистических особенностей;
- наличие эмоционально-интеллектуальной отдачи каждого поющего
при исполнении;
- умение соизмерять свою художественную индивидуальность с
другими певцами в коллективе;
- отличное владение техникой эстрадно - джазового пения (чистая
вокальная интонация, правильное дыхание, овладение филировкой звука,
четкость темпа и ритма, единство фразировки, идентичность исполнения
штрихов, динамическое равновесие исполняемого произведения;

19

- блестящую, артистичную подачу, легкость и свободу исполнения,
яркое сценическое обаяние.
Оценка «хорошо» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- хорошее владение техникой эстрадно - джазового пения (наличие
строя и саунда в вокальном ансамбле, но допускаются небольшие огрехи в
интонации и единстве фразировки);
- небольшие погрешности в создании внешней и внутренней общности
ансамбля;
- хороший баланс динамики звучания голосов в микрофоны,
достигнуто метроритмическое единство;
- понимание стилистических особенностей произведения;
- достаточно точный подбор многих средств выразительности
(пластика, костюм, причѐска, макияж);
- уверенное и артистичное исполнение, созданный образ искренен и
обаятелен.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- слабое владение техникой эстрадно - джазового пения (допускаются
заметные огрехи в интонации и единстве фразировки;
- скучное, невыразительное исполнение программы;
- отсутствие внешней и внутренней общности ансамбля;
- отсутствие метроритмического единства;
- неточная передача стилистических особенностей музыкальных
произведений;
- несогласованность намерений исполнителей; заметные нарушения
динамического баланса с солистом.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- слабое владение техникой эстрадно - джазового пения (наличие
фальшивой вокальной ансамблевой интонации, отсутствие единой
фразировки);
- отсутствие знания нотного текста, допущены многократные ошибки,
остановки;
- отсутствие понимания стилистических особенностей произведения;
- отсутствует ансамбль, динамический баланс в микрофоны не
сбалансирован;
- отсутствие раскрытия эмоционально-художественного содержания
музыкальных произведений.

20

Критерий оценки государственного экзамена «Управление эстрадным
оркестром» по междисциплинарному курсу «Дирижирование, чтение
партитур и работа с оркестром» (по виду Инструменты эстрадного
оркестра)
Оценка «отлично» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- отличное знание исполняемого программного материала,
- доносит идейно-художественный замысел автора с помощью
дирижёрских жестов,
- трактовка художественного звукового образа отличается
оригинальностью, правдивостью и достоверностью,
- исполнение отличается техническим совершенством, свободным
владением техникой дирижирования.
Оценка «хорошо» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- хорошее знание исполняемого программного материала,
- достаточно точно раскрывает идейно-художественный замысел с
помощью дирижёрских жестов,
- правильно понимает стилевые особенности автора и исполняемого
произведения,
- грамотное исполнение, технически качественное, продуманное
музыкальное решение.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- знание программного материал,
- справляется в целом с его исполнением,
- достаточно свободно владеет дирижёрской техникой.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- не знание программного материал,
- слабо владеет техникой дирижирования,
- не способе передать замысел с помощью дирижёрских жестов.
Критерий оценки государственного экзамена «Управление эстрадным
ансамблем, творческим коллективом" по междисциплинарному курсу
"Работа с вокальным ансамблем, творческим коллективом,
постановка концертных номеров" (по виду Эстрадное пение)
Оценка «отлично» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- уверенное взаимодействие с вокальным ансамблем, творческим
коллективом;
- отличное знание партий;
21

- отличное владение методикой работы, отражающееся в
целесообразности,
последовательности
работы,
логике,
темпе,
результативности;
- высокий уровень музыкальной культуры в целом, полное раскрытие
образа;
- чистоту интонации, красивый тембр, положение в пространстве
сцены, разнообразие динамики;
- произведение, соответствующее возможностям участников ансамбля.
Оценка «хорошо» выставляется, если выпускник демонстрирует:
- достаточно уверенное взаимодействие с вокальным ансамблем,
творческим коллективом;
- достаточно уверенное владение методикой работы, отражающееся в
целесообразности, последовательности работы, логике, темпе,
результативности;
- достаточный уровень музыкальной культуры в целом, образ раскрыт,
но не до конца в части музыкального и поэтического текста;
- наличие строя и саунда в вокальном ансамбле, но допускаются
небольшие огрехи в понимании стилистических особенностей произведения;
- владение техникой эстрадно - джазового пения (наличие строя и
саунда в вокальном ансамбле, но допускаются небольшие огрехи в
интонации и единстве фразировки);
- некоторое отклонение от темпа;
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- неточное знание партий;
- неуверенное взаимодействие с вокальным ансамблем, творческим
коллективом; работе с ансамблем
- много технических погрешностей, нечеткую постановку задачи, план
работы методически не выстроен.
- низкий уровень музыкальной культуры в целом – образ раскрыт не до
конца в части музыкального и поэтического текста;
- слабое владение техникой эстрадно - джазового пения (наличие
фальшивой вокальной ансамблевой интонации, отсутствие единой
фразировки);
- отсутствие разнообразия динамики.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выпускник
демонстрирует:
- отсутствие навыков репетиционной работы и контакта руководителя с
коллективом;
22

- отсутствие знания партий;
- низкий уровень музыкальной культуры в целом – образ не раскрыт в
части музыкального и поэтического текста;
- отсутствие понимания стилистических особенностей произведения;
- слабое владение техникой эстрадно - джазового пения (наличие
фальшивой вокальной ансамблевой интонации, отсутствие единой
фразировки несоблюдение динамики);
- большие отклонения от темпа.
Критерии оценки государственного экзамена
по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»
В критерий оценки уровня подготовки выпускника на государственном
экзамене по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность
входят:
- уровень усвоения МДК «Учебно-методическое обеспечение учебного
процесса» и «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»;
- знание учебной и методической литературы;
- умение организовать различные формы учебного процесса;
- качество иллюстрации материала.
Ответы на вопросы экзаменационного билета оцениваются по
четырехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется, если выпускник:
- дает полный, грамотный, выстроенный ответ на вопрос, не
требующий дополнительных пояснений;
- знает суть основных психолого-педагогических понятий и свободно
оперирует
ими,
широко
используя
психолого-педагогическую
терминологию;
- убедительно раскрывает сущность методических и психологопедагогических проблем;
- показывает причинно-следственные связи психолого-педагогических
явлений и проблем, широко используя фактологический материал и
убедительные обоснования;
- ярко исполняет вокальное произведение из педагогического
репертуара, дает убедительный анализ произведения;
- показывает отличное владение инструментом при исполнении
произведения;

23

- показывает отличные умения и навыки в области работы над
произведениями различных стилей и жанров для обучающихся разного
возраста и уровня подготовки;
- демонстрирует уверенные знания профессиональной терминологии.
Оценка «хорошо» выставляется, если выпускник:
- дает полный, структурированный ответ на поставленные вопросы и
излагает методическую систему, конкретно, ясно и последовательно, однако
не все выводы носят аргументированный и доказательный характер;
- демонстрирует достаточно полные ответы на методические вопросы,
касающиеся методики построения урока, определения и диагностики
музыкальных способностей ученика;
- достаточно убедительно исполняет произведения из педагогического
репертуара, но допускает некоторые неточности в формировании
педагогических задач исполнения, а также интонирования, фразировки,
дыхания;
- хорошее владение инструментом при исполнении произведения
- раскрывает сущность психолого-педагогических проблем, но
допускает несущественные ошибки, видит причинно-следственные связи
освещаемых в ответе психолого-педагогических проблем и явлений, но
объясняет их несколько поверхностно, испытывает некоторые затруднения
при ответе на дополнительные вопросы, что свидетельствует о
недостаточной глубине усвоения материала;
- проявляет способность размышлять, рассуждать, но суждения и
умозаключения не всегда достаточно аргументированы; - демонстрирует
более поверхностные знания профессиональной терминологии;
- дает выстроенную систему ответа, но допускает некоторые
логические нарушения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выпускник:
- излагает теоретический и методический материал недостаточно
полно;
- допускает существенные нарушения в последовательности изложения
материала;
демонстрирует
поверхностные
знания
методических
и
исполнительских проблем;
- представляет неубедительный анализ исполнения произведения из61
педагогического репертуара и испытывает затруднения в методическом
анализе;

24

- показываем удовлетворительное владение инструментом при
исполнении произведения допуская неточности в интонировании и
фразировке;
- к психолого-педагогической терминологии обращается редко, хотя
при вопросе экзаменатора может дать разъяснение отдельных терминов, даже
не употребленных в самостоятельном ответе;
- дает поверхностное раскрытие сущности психолого-педагогических
проблем, допускает существенные ошибки, может назвать причинноследственные связи психолого-педагогических проблем, явлений, но только с
помощью наводящих вопросов экзаменатора;
- испытывает затруднения в мыслительном процессе, только при
наводящих вопросах членов ГЭК начинает прибегать к различным
мыслительным операциям и усиливает аргументацию своих суждений и
умозаключений.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выпускник:
- теоретический и методический материал излагает очень кратко,
непоследовательно, скупо;
- почти не использует психолого-педагогическую и методическую
терминологию и испытывает затруднения при раскрытии основных
психолого-педагогических понятий;
- обнаруживает незнание или непонимание большей, или наиболее
существенной части содержания теоретического и методического материала;
- исполняет очень слабо, неубедительно произведения из
педагогического репертуара, испытывая большие затруднения в анализе
методико-исполнительских средств;
- не владеет инструментом при исполнении произведения;
- не может показать причинно-следственные связи психологопедагогических явлений и проблем, допускает серьезные ошибки, которые
затрудняется исправить даже с помощью наводящих вопросов членов ГЭК;
- скупо использует многообразие мыслительных операций, дает
простой пересказ отдельных фактов, не высказывая своих оценочных
суждений и умозаключений;
- не продумал план ответа и вместо логичного изложения дает набор
отдельных фраз, зачастую не связанных между собою, а порою даже
противоречащих по смыслу.
9. Порядок подачи и рассмотрения апелляций
9.1. По результатам государственной аттестации выпускник,
участвовавший в государственной итоговой аттестации, имеет право подать в
25

апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о
нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения
государственной итоговой аттестации и (или несогласии с ее результатами
(далее - апелляция).
9.2. Апелляция подается лично выпускником или родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего выпускника в
апелляционную комиссию колледжа.
Апелляция о нарушении порядка проведения государственной
итоговой аттестации подается непосредственно в день проведения
государственной итоговой аттестации.
Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой
аттестации подается не позднее следующего рабочего дня после объявления
результатов государственной итоговой аттестации.
9.3. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее
трех рабочих дней с момента ее поступления.
Состав
апелляционной
комиссии
утверждается
колледжем
одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной
комиссии. Апелляционная комиссия состоит из председателя, не менее пяти
членов из числа педагогических работников колледжа, не входящих в данном
учебном году в состав государственных экзаменационных комиссий и
секретаря. Председателем апелляционной комиссии является директор
колледжа либо лицо, исполняющее в установленном порядке его
обязанности. Секретарь избирается из числа членов апелляционной
комиссии.
Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с
участием не менее двух третей ее состава.
На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель
соответствующей государственной экзаменационной комиссии.
Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при
рассмотрении апелляции.
С несовершеннолетним выпускником имеет право присутствовать один
из родителей (законных представителей).
Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие
личность.
9.4. Рассмотрение апелляции не является пересдачей государственной
итоговой аттестации.
При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения
государственной
итоговой
аттестации
апелляционная
комиссия

26

устанавливает достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из
решений:
- об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о
нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации
выпускника не подтвердились и/или не повлияли на результат
государственной итоговой аттестации;
- об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о
допущенных нарушениях порядка проведения государственной итоговой
аттестации выпускника подтвердились и повлияли на результат
государственной итоговой аттестации.
В последнем случае результат проведения государственной итоговой
аттестации подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении
апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в
государственную экзаменационную комиссию для реализации решения
комиссии.
Выпускнику
предоставляется
возможность
пройти
государственную итоговую аттестацию в дополнительные сроки,
установленные колледжем.
9.5. Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами
государственной итоговой аттестации, полученными при защите выпускной
квалификационной работы, секретарь государственной экзаменационной
комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления
апелляции
направляет
в
апелляционную
комиссию
выпускную
квалификационную
работу,
протокол
заседания
государственной
экзаменационной комиссии и заключение председателя государственной
экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при защите
подавшего апелляцию выпускника.
Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами
государственной
итоговой
аттестации,
полученными
при
сдаче
государственного экзамена, секретарь государственной экзаменационной
комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления
апелляции направляет в апелляционную комиссию протокол заседания
государственной
экзаменационной
комиссии,
письменные
ответы
выпускника (при их наличии) и заключение председателя государственной
экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при
проведении государственного экзамена.
9.6. В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами
государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия принимает
решение об отклонении апелляции и сохранении результата государственной
итоговой аттестации либо об удовлетворении апелляции и выставлении
27

иного результата государственной итоговой аттестации. Решение
апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в
государственную экзаменационную комиссию. Решение апелляционной
комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленных
результатов государственной итоговой аттестации выпускника и
выставления новых.
9.7. Решение апелляционной комиссии принимается простым
большинством
голосов.
При
равном
числе
голосов
голос
председательствующего на заседании апелляционной комиссии является
решающим.
Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего
апелляцию выпускника (под роспись) в течение трех рабочих дней со дня
заседания апелляционной комиссии.
Решение апелляционной комиссии является окончательным и
пересмотру не подлежит.
Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который
подписывается председателем и секретарем апелляционной комиссии и
хранится в архиве колледжа.
10. ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ВЫДАЧИ
ДОКУМЕНТА ОБ ОБРАЗОВАНИИ
10.1.
Диплом
о
среднем
профессиональном
образовании
государственного
образца
выдается
выпускникам,
освоившим
образовательную программу в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования и
прошедшим государственную итоговую аттестацию. Основанием для выдачи
диплома является решение Государственной аттестационной комиссии.
Диплом вместе с приложением к нему выдается не позднее 10 дней после
даты приказа об отчислении выпускника.
10.2. Формы документов государственного образца о среднем
профессиональном образовании утверждаются приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации. Порядок заполнения и выдачи
диплома о среднем профессиональном образовании государственного
образца и приложения к нему определяется приказами Министерства
образования и науки Российской Федерации.
10.3. Выпускнику по решению педагогического совета может быть
выдан документ (характеристика-рекомендация, сертификат, грамота),
подтверждающий его успехи в какой-либо деятельности в период обучения в
колледже. Документ заверяется директором и председателем ИГА.
28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».