Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ГИА_НХТ_2023-2024

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа государственной итоговой аттестации разработана на
основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное
художественное творчество, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1382, зарегистрированного
Минюстом России от 26 ноября 2014 г., рег.№ 34947;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
(Минпросвещения России) от 08.11.2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г., №
291, зарегистрированного в Минюст России от 14 июня 2013 г. № 28785 «Об
утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные
профессиональные образовательные программы СПО»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г., №
464, зарегистрированного в Минюст России от 30 июля 2013 г. № 29200 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам СПО»;
- Положения об организации
итоговой аттестации выпускников
ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры»;
- Положения о выпускной квалификационной работе ГБПОУ СО
«Свердловский колледж искусств и культуры»;
- Программ профессиональных модулей и производственных практик
ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры».
Цель Государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) - выявление
соответствия уровня и качества подготовки выпускника Федеральному
государственному образовательному стандарту среднего профессионального
образования, введенному в действие в 2014 г. в части Государственных
требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и
дополнительным требованиям по специальности, введенным в ГБПОУ СО
«Свердловский колледж искусств и культуры».
Государственная итоговая аттестация является частью оценки качества
подготовки специалистов среднего звена по специальности 51.02.01.
«Народное художественное творчество» по видам «Хореографическое
творчество» «Театральное творчество» и «Этнохудожественное творчество»
3

является обязательной процедурой для выпускников очной формы обучения,
завершающих освоение программы подготовки специалистов среднего звена
(далее - ППССЗ) среднего профессионального образования в ГБПОУ СО
«Свердловский колледж искусств и культуры».
К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав
государственной итоговой аттестации, допускаются обучающиеся, успешно
завершившие в полном объеме освоение программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности 51.02.01 «Народное художественное
творчество» по видам «Хореографическое творчество», «Театральное
творчество», «Этнохудожественное творчество» и успешно прошедшие все
промежуточные аттестационные испытания в соответствии с учебным планом
по специальности. Государственная итоговая аттестация проводится после
завершения заключительного учебного семестра в соответствии с учебным
планом специальности и графиком учебного процесса.
Необходимым условием допуска к ГИА является представление
документов, подтверждающих освоение выпускниками общих и
профессиональных компетенций при изучении теоретического материала и
прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной
деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о
ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства
(дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности,
характеристики с мест прохождения производственной практики.
Предметом государственной итоговой аттестации выпускника по
ППССЗ на основе ФГОС СПО является оценка качества подготовки
выпускников, которая осуществляется в двух основных направлениях:
1.
оценка уровня освоения дисциплин;
2.
оценка компетенций обучающихся.
Программа государственной итоговой аттестации является частью
ППССЗ по специальности 51.02.01 «Народное художественное творчество». В
программе государственной итоговой аттестации определены:
- вид государственной итоговой аттестации;
- материалы по содержанию итоговой аттестации;
- сроки проведения итоговой государственной аттестации;
- этапы и объем времени на подготовку и проведение государственной
итоговой аттестации;
- условия подготовки и процедуры проведения государственной
итоговой аттестации;
- материально-технические условия проведения государственной
итоговой аттестации;
4

- состав экспертов уровня и качества подготовки выпускников в период
государственной итоговой аттестации;
- тематика, состав, объем и структура задания студентам на
государственную итоговую аттестацию;
- перечень необходимых документов, представляемых на заседаниях
государственной аттестационной комиссии;
- форма и процедура проведения государственной итоговой аттестации;
- критерии оценки уровня и качества подготовки выпускников.

5

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
Нормативно-правовая основа
Целью Государственной
итоговой
аттестации
выпускников
специальности 51.02.01 «Народное художественное творчество» является
проверка качества общих и профессиональных компетенций, приобретенных
за весь период обучения и необходимых в области профессиональной
деятельности (в соответствии с ФГОС СПО, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г., №1382,
зарегистрированного Минюстом России от 26 ноября 2014 г., рег.№ 34947).
Область профессиональной деятельности выпускников: руководство
любительскими творческими коллективами (постановка народных праздников
и обрядов), художественное образование в организациях дополнительного
образования, общеобразовательных организациях.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- произведения народного художественного творчества (различных
видов и жанров), народные традиции;
- учреждения социально-культурной сферы независимо от их
организационно-правовых форм;
- региональные и муниципальные управления (отделы) культуры;
- дома народного творчества;
учреждения
дополнительного
образования
детей,
общеобразовательные учреждения;
- любительские творческие коллективы;
- досуговые формирования (объединения).
В результате освоения ППССЗ по специальности 51.02.01. «Народное
художественное творчество» выпускник, получающий квалификацию
руководитель
любительского
творческого
коллектива,
преподаватель готовится к следующим видам деятельности:
художественно-творческая деятельность (в любительских творческих
коллективах, постановка народных праздников и обрядов);
педагогическая деятельность (в общеобразовательных организациях
дополнительного образования детей, в общеобразовательных организациях;
организационно-управленческая
деятельность
(руководство
любительскими творческими коллективами).
6

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ)
АТТЕСТАЦИИ
2.1. Государственная экзаменационная комиссия
2.1.1. Для проведения государственной итоговой аттестации
выпускников создается Государственная экзаменационная комиссия, единая
для всех форм обучения. Численность Государственной экзаменационной
комиссии не должна составлять менее 5 человек.
2.1.2. Государственная экзаменационная комиссия формируется из
педагогических работников образовательной организации и лиц,
приглашенных из сторонних организаций: педагогических работников,
имеющих ученую степень и (или) ученое звание, высшую или первую
квалификационную категорию, представителей работодателей или их
объединений по профилю подготовки выпускников.
Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается
приказом директора училища.
Ответственный секретарь Государственной экзаменационной комиссии
назначается руководителем образовательного учреждения из числа
работников учебного заведения.
2.1.3. Государственную экзаменационную комиссию возглавляет
председатель, который организует и контролирует деятельность
государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство
требований, предъявляемых к выпускникам.
2.1.4. Председателем государственной экзаменационной комиссии
училища утверждается лицо, не работающее в нем, из числа:
руководителей или заместителей руководителей организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по профилю подготовки
выпускников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание;
руководителей или заместителей руководителей организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по профилю подготовки
выпускников, имеющих высшую квалификационную категорию;
представителей работодателей или их объединений по профилю
подготовки выпускников.
2.1.5. Директор училища является заместителем председателя
государственной экзаменационной комиссии. В случае создания в училище
нескольких государственных экзаменационных комиссий назначается
несколько заместителей председателя государственной экзаменационной
комиссии из числа заместителей директора или педагогических работников,
имеющих высшую квалификационную категорию.
2.

7

2.1.6. Государственная экзаменационная комиссия действует в течение
одного календарного года.
2.1.7. Расписание государственной итоговой аттестации утверждается
руководителем образовательного учреждения и доводится до сведения
студентов не позднее, чем за две недели до начала работы Государственной
экзаменационной комиссии.
2.1.8. На заседания Государственной экзаменационной комиссии
образовательным учреждением представляются следующие документы:
- государственные требования к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников и дополнительные требования образовательного
учреждения по специальности;
- программа государственной итоговой аттестации;
- приказ руководителя образовательного учреждения о допуске
студентов к государственной итоговой аттестации;
- итоговые сведения об успеваемости студентов;
- зачетные книжки студентов;
- протоколы заседания Государственной экзаменационной комиссии.
2.1.9. Решение Государственной экзаменационной комиссии о
присвоении квалификации выпускникам, прошедшим государственную
итоговую аттестацию и выдаче соответствующего документа об образовании,
объявляется приказом директора училища.
2.1.10. После окончания государственной итоговой аттестации
Государственная экзаменационная комиссия составляет ежегодный отчет о
работе, который обсуждается на совете образовательного учреждения или
педагогическом совете. В отчете должна быть отражена следующая
информация:
•
качественный
состав
Государственной
экзаменационной
комиссии;
•
формы государственной итоговой аттестации студентов;
•
характеристика общего уровня подготовки студентов по данной
специальности;
•
количество дипломов с отличием;
•
анализ результатов по каждому виду государственной итоговой
аттестации;
•
недостатки в подготовке студентов по специальности;
•
выводы и предложения.

8

2.2 . Порядок проведения государственной итоговой аттестации
2.2.1. К государственной итоговой аттестации допускается студент, не
имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший
учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего
профессионального образования.
Допуск студента к государственной итоговой аттестации объявляется
приказом по личному составу студентов.
2.2.2. Программа государственной итоговой аттестации, требования к
выпускной квалификационной работе, а также критерии оценки знаний,
утвержденные училищем, доводятся до сведения студентов, не позднее, чем за
шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
2.2.3. Сдача государственного экзамена и защита выпускной
квалификационной работы проводятся на открытых заседаниях
государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей
ее состава.
2.2.4. Результаты любой из форм государственной итоговой аттестации,
определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в
установленном
порядке
протоколов
заседаний
государственных
экзаменационных комиссий.
2.2.5. Решения государственных экзаменационных комиссий
принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов
комиссии участвующих в заседании, при обязательном присутствии
председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос
председательствующего на заседании государственной экзаменационной
комиссии является решающим.
2.2.6. Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по
уважительной
причине,
предоставляется
возможность
пройти
государственную итоговую аттестацию без отчисления из училища.
Дополнительные заседания государственных экзаменационных
комиссий организуются в установленные училищем сроки, но не позднее
четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим
государственной итоговой аттестации по уважительной причине.
2.2.7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой
аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации
неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую
аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после прохождения
государственной итоговой аттестации впервые.
9

Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не
прошедшее государственную итоговую аттестацию по неуважительной
причине или получившее на государственной итоговой аттестации
неудовлетворительную оценку, восстанавливается на период времени,
установленный училищем самостоятельно, но не менее предусмотренного
календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой
аттестации соответствующей образовательной программы среднего
профессионального образования.
Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для
одного лица назначается училищем не более двух раз.
2.2.8.
Решение
государственной
экзаменационной
комиссии
оформляется
протоколом,
который
подписывается
председателем
государственной экзаменационной комиссии (в случае отсутствия
председателя - его заместителем) и секретарем государственной
экзаменационной комиссии и хранится в архиве училища.
2.3. Порядок подачи и рассмотрения апелляций
2.3.1. По результатам государственной аттестации выпускник,
участвовавший в государственной итоговой аттестации, имеет право подать в
апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о
нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения
государственной итоговой аттестации и (или несогласии с ее результатами
(далее - апелляция).
2.3.2. Апелляция подается лично выпускником или родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего выпускника в
апелляционную комиссию училища.
Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой
аттестации подается непосредственно в день проведения государственной
итоговой аттестации.
Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой
аттестации подается не позднее следующего рабочего дня после объявления
результатов государственной итоговой аттестации.
2.3.3. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее
трех рабочих дней с момента ее поступления.
2.3.4. Состав апелляционной комиссии утверждается училищем
одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной
комиссии.
2.3.5. Апелляционная комиссия состоит из председателя, не менее пяти
членов из числа педагогических работников училища, не входящих в данном
10

учебном году в состав государственных экзаменационных комиссий и
секретаря. Председателем апелляционной комиссии является директор
училища либо лицо, исполняющее в установленном порядке его обязанности.
Секретарь избирается из числа членов апелляционной комиссии.
2.3.6. Апелляция рассматривается на заседании апелляционной
комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель
соответствующей государственной экзаменационной комиссии.
Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при
рассмотрении апелляции.
С несовершеннолетним выпускником имеет право присутствовать один
из родителей (законных представителей).
Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие
личность.
2.3.7. Рассмотрение апелляции не является пересдачей государственной
итоговой аттестации.
2.3.8. При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения
государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия устанавливает
достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о
нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации
выпускника не подтвердились и/или не повлияли на результат
государственной итоговой аттестации;
- об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о
допущенных нарушениях порядка проведения государственной итоговой
аттестации выпускника подтвердились и повлияли на результат
государственной итоговой аттестации.
В последнем случае результат проведения государственной итоговой
аттестации подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении
апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в
государственную экзаменационную комиссию для реализации решения
комиссии.
Выпускнику
предоставляется
возможность
пройти
государственную итоговую аттестацию в дополнительные сроки,
установленные училищем.
2.3.9. Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами
государственной итоговой аттестации, полученными при защите выпускной
квалификационной работы, секретарь государственной экзаменационной
комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления
апелляции
направляет
в
апелляционную
комиссию
выпускную
11

квалификационную
работу,
протокол
заседания
государственной
экзаменационной комиссии и заключение председателя государственной
экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при защите
подавшего апелляцию выпускника.
Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами
государственной
итоговой
аттестации,
полученными
при
сдаче
государственного экзамена, секретарь государственной экзаменационной
комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления
апелляции направляет в апелляционную комиссию протокол заседания
государственной экзаменационной комиссии, письменные ответы выпускника
(при их наличии) и заключение председателя государственной
экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при
проведении государственного экзамена.
2.3.10. В результате рассмотрения апелляции о несогласии с
результатами государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия
принимает решение об отклонении апелляции и сохранении результата
государственной итоговой аттестации либо об удовлетворении апелляции и
выставлении иного результата государственной итоговой аттестации.
Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня
передается в государственную экзаменационную комиссию. Решение
апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее
выставленных результатов государственной итоговой аттестации выпускника
и выставления новых.
2.3.11. Решение апелляционной комиссии принимается простым
большинством
голосов.
При
равном
числе
голосов
голос
председательствующего на заседании апелляционной комиссии является
решающим.
Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего
апелляцию выпускника (под роспись) в течение трех рабочих дней со дня
заседания апелляционной комиссии.
2.3.12. Решение апелляционной комиссии является окончательным и
пересмотру не подлежит.
2.3.13. Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом,
который подписывается председателем и секретарем апелляционной
комиссии и хранится в архиве училища.

12

3.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения ППССЗ по специальности 51.02.01
«Народное художественное творчество» руководитель любительского
творческого
коллектива,
преподаватель должен
обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования в
профессиональной деятельности.
О 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования в профессиональной деятельности.
3.2. Руководитель
любительского
творческого
коллектива,
преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
13

3.2.1. Художественно-творческая деятельность.
ПК 1.1. Проводить репетиционную работу в любительском творческом
коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и
отдельных его участников.
ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность
участников любительского коллектива.
ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и
сценарные планы, художественные программы и постановки.
ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного
художественного творчества в работе с любительским творческим
коллективом.
ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного
художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для
исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и
отдельных его участников.
ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских
творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).
ПК 1.7. Применять разнообразные технические средства для реализации
художественно-творческих задач.
3.2.2. Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики,
специальных дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.2. Использовать базовые теоретические знания и навыки,
полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической
работы.
ПК 2.3. Планировать, организовывать и методически обеспечивать
учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования
детей, общеобразовательной школе.
ПК 2.4. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать,
критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и
методы преподавания.
ПК 2.5. Применять разнообразные формы учебной и методической
деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы.
3.2.3. Организационно-управленческая деятельность.
ПК 3.1. Исполнять
обязанности
руководителя
любительского
творческого коллектива, досугового формирования (объединения) социальнокультурной сферы, принимать управленческие решения.
ПК 3.2. Планировать, организовывать и контролировать работу
коллектива исполнителей.
14

ПК 3.3. Применять знание принципов организации труда.
ПК 3.4. Использовать правовые знания, соблюдать этические нормы в
работе с коллективом исполнителей.
ПК 3.5. Использовать различные способы сбора и распространения
информации с целью популяризации и рекламирования возглавляемого
коллектива.

15

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам
среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 51.02.01. «Народное художественное творчество» углубленной
подготовки ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
включает:
1) выпускную квалификационную работу (дипломную работу) – «Показ
и защита творческой работы»;
2) государственный экзамен по профессиональному модулю
«Педагогическая деятельность».
Государственная
итоговая
аттестация
в
соответствии
с
государственными требованиями к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по специальности 51.02.01. «Народное
художественное творчество» включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (дипломной работы) и государственный экзамен.
Обязательное
требование
соответствие
тематики
выпускной
квалификационной работы содержанию одного из профессиональных
модулей.
4.

Объем времени на подготовку и проведение ГИА устанавливается в
соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего профессионального образования
ГБПОУ СО «Свердловский колледж искусств и культуры» и составляет 3
недели.
Распределение бюджета времени государственной итоговой аттестации
Этапы государственной итоговой аттестации
Количество
недель
1.
Подготовка выпускной квалификационной работы
1 неделя
2.
Защита выпускной квалификационной работы
1 неделя
3.
Государственные экзамены
1 неделя
Всего
3 недели

16

5. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ)
5.1. Требования к выпускной квалификационной (дипломной)
работе выпускника
Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) — это итоговая
аттестационная самостоятельная учебно-исследовательская работа студента,
выполненная на выпускном курсе и представленная по окончании обучения к
защите перед Государственной экзаменационной комиссией.
Выпускная квалификационная работа предназначена для определения
практических и исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в
избранной области, относящейся к профилю специальности.
Защита ВКР проводится с целью выявления соответствия уровня и
качества подготовки выпускников федеральному государственному
образовательному стандарту среднего профессионального образования в
части требований к результатам освоения программы подготовки
специалистов среднего звена и готовности выпускника к профессиональной
деятельности.
ВКР должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость.
Содержание выпускной работы и уровень ее защиты учитываются наряду с
уровнем теоретических знаний и практических навыков, полученных в
процессе обучения, в качестве основного критерия при оценке уровня
подготовки выпускника.
Структура ВКР: титульный лист, содержание, введение, основная часть,
заключение, приложения.
Основная часть ВКР основывается на детальном представлении
дипломной постановки (в теоретическом и практическом выражении).
В основной части ВКР студентом – выпускником в обязательном
порядке должны быть раскрыты ключевые элементы работы теоретического
исследования,
Практическая часть –должна отвечать основным требованиям,
предъявляемым к выпускной квалификационной работе.
В случае необходимости к участию в постановке (в качестве
исполнителей) могут быть приглашены, наряду со студентами колледжа,
участники других коллективов.
Тема ВКР утверждается на заседании цикловой комиссии.
Последующие ее изменения допускаются при формулировке обоснованных
причин и оформляются специальным протоколом цикловой комиссии.

17

5.2. Защита выпускной квалификационной (дипломной) работы
Защите
выпускной
квалификационной
(дипломной)
работы
предшествует предварительная защита дипломной работы в установленные
сроки: не позднее, чем за 2 недели до защиты ВКР.
С целью контроля хода выполнения дипломной работы предусмотрено
проведение консультаций для студентов в период подготовки
квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работы допускается к защите при
условии прохождения предварительной защиты и наличия рецензии
руководителя ВКР.
Не позднее, чем за три дня до начала государственной итоговой
аттестации в Государственную экзаменационную комиссию должны быть
предоставлены:
- один экземпляр сброшюрованной (прошитой и пронумерованной)
выпускной квалификационной работы (оригинальный экземпляр дипломной
работы оформляется в соответствии с требованиями, обозначенными в
«Положении о выпускной квалификационной (дипломной) работе» ГБПОУ
СО «Свердловский колледж искусств и культуры»;
- оригинальный экземпляр рецензии руководителя выпускной
квалификационной (дипломной) работы.
Защита выпускной квалификационной (дипломной) проводится на
открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии и состоит
из двух частей:
1.Показ практической постановочной работы, подготовленной
студентом – выпускником с целью демонстрации приобретенных
практических навыков исполнительской, постановочной и репетиционной
работы, навыков самостоятельной организаторской работы с творческим
коллективом.
В показе выявляется и оценивается качество профессиональной
подготовки студента на
практике и его соответствие требованиям ФГОС СПО.
2.Защита дипломного проекта, которая предусматривает:
- доклад студента, в котором присутствует обоснование выбранной темы
и ее значения в профессиональной деятельности;
- постановка цели и задач дипломного проекта;
- объяснение хода работы над своим номером;
- чтение рецензии;
- вопросы членов комиссии;
- ответы студента.
18

Текст защиты предусматривает демонстрацию студентом знаний
профессиональной терминологии и свободное владение навыками
постановочной и репетиционной работы.
При определении окончательной оценки по ВКР учитываются:
1.Качество доклада студента по каждому разделу работы.
2.Качество ответов на вопросы.
3.Отзыв руководителя ВКР.
4.Соответствие представленных постановок эстетическим требованиям
и требованиям потребителей.
5.3. Требования к знаниям и умениям выпускника
В соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта при прохождении государственной (итоговой) аттестации
выпускник должен продемонстрировать:
По виду Хореографическое творчество
Иметь практический опыт постановки танцев, в том числе по записи;
работы в качестве исполнителя и постановщика различных танцев; работы в
качестве руководителя творческого коллектива;
умение анализировать и разрабатывать драматургическую основу
хореографического произведения; разрабатывать постановочный план и
осуществлять хореографическую постановку; подбирать музыку к танцам и
работать с музыкальным материалом; разбирать и ставить танец по записи,
вести репетиционную работу; работать над развитием пластичности,
координации, постановкой корпуса, ног, рук, головы; воплощать манеру,
совершенствовать технику и выразительность исполнения народных танцев;
исполнять и ставить программные бальные танцы; импровизировать, находить
музыкальное, эмоциональное и пластическое решение современного танца;
знание теоретических основ и практики создания хореографического
произведения; приемов постановочной работы, методики создания
хореографического номера; системы и принципов развития психофизического
и двигательного аппарата хореографа, специальной терминологии;
хореографического творчества разных народов, репертуара ведущих
народных танцевальных ансамблей; основных принципов движения в
европейских и латиноамериканских танцах; основных направлений и школ
современного танца, особенностей техники и манеры их исполнения; теории,
хореографических элементов классического, народного, бального и
современного танцев.

19

По виду Театральное творчество
иметь практический опыт:
организационной и репетиционной работы с любительским творческим
коллективом и отдельными исполнителями;
художественно-технического оформления театральной постановки;
обучения участников коллектива актерскому мастерству, сценической
речи, сценическому движению;
уметь:
анализировать литературное и драматургическое произведение и
осуществлять театральную постановку;
проводить режиссерский анализ, выявлять сквозное действие роли и
сверхзадачу спектакля;
разрабатывать постановочный план спектакля и режиссерскую
экспликацию;
работать с актером над ролью, используя принцип поэтапности;
проводить психофизический тренинг и работать с актером над речью;
выявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого
общения и взаимодействия;
применять двигательные навыки и умения в актерской работе;
находить и использовать пластическую характеристику образа;
осуществлять художественно-техническое оформление спектакля,
используя навыки пространственного видения;
изготавливать эскизы, чертежи, макеты, элементы выгородки, мелкий
реквизит;
использовать технику и приемы гримирования при работе над образом;
проводить занятия по актерскому мастерству, сценической речи,
сценическому движению;
знать:
теорию, практику и методику театральной режиссуры;
выразительные средства режиссуры и художественные компоненты
спектакля;
систему обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского;
закономерности произношения в современном русском языке,
специфику работы над различными литературными жанрами;
законы движения на сцене и законы управления аппаратом воплощения,
особенности стилевого поведения и правила этикета;
устройство сцены, механизмы, оборудование и осветительную технику
сцены, основные принципы художественного оформления;
20

историю
гримировального
искусства,
технические
средства
гримирования, виды и технику грима;
принципы построения урока актерского мастерства, сценической речи,
сценического движения.
По виду Этнохудожественное творчество
иметь практический опыт:
освоения зрелищно-игрового искусства;
подготовки сценариев и постановки обрядового действа, народных
праздников, игровых программ;
подготовки необходимого реквизита;
участия в постановках в качестве исполнителя (актера, певца, танцора);
проведения репетиционной работы с фольклорным ансамблем и
отдельными исполнителями;
работы с творческим коллективом;
уметь:
разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа;
вести репетиционную работу, реализовывать творческий замысел в
сроки и условиях, приближенных к деревенской среде или городской
площади;
создавать образ фольклорного персонажа в разных жанрах
традиционного игрового искусства;
использовать приемы превращения зрителей в участников действа;
комплексно
использовать
различные
приемы
народного
исполнительского искусства (пение, танец, игру на инструменте);
использовать региональные особенности фольклорного языка и
диалектного произношения;
использовать в работе историко-этнографические, архивные,
экспедиционные материалы;
применять основы звукоизвлечения и особенности фольклорного
звукоизвлечения, технику дыхания;
работать с текстом песни, использовать навыки ансамблевого пения и
фольклорной импровизации;
проводить занятия по исполнительскому мастерству, народному
поэтическому слову, фольклорному ансамблю;
знать:
теоретические основы драматургии и режиссуры, особенности
режиссуры фольклорно-этнографического театра;
драматургию обрядового действа, обрядовую символику календарных и
семейно-бытовых праздников;
21

истоки исполнительских традиций в зрелищно-игровых формах
народной культуры;
образно-художественные средства в системе игровых изобразительных
приемов в различных видах и жанрах празднично-обрядовой культуры;
жанровую сущность произведений фольклора, особенности их
исполнения;
известных народных исполнителей;
процесс подготовки сценария обрядового действа с учетом жанровых
особенностей;
специфику обучения народному поэтическому слову;
различные песенные жанры и стили, распространенные на территории
Российской Федерации;
опыт работы руководителей фольклорных коллективов;
теорию, практику и методику преподавания исполнительского
мастерства, народного поэтического слова, фольклорного ансамбля,
педагогические принципы обучения детей пению.

22

6.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ
Критерии выставления оценок творческого показа (оценивается уровень
профессиональной
подготовки,
готовность
к
самостоятельной
профессиональной деятельности, в соответствии с присваиваемой
квалификацией):
Оценка «отлично» - выпускник выполнил дипломный проект в срок, в
соответствии со всеми требованиями к форме и содержанию ВКР. В
практической части – композиционно профессионально и грамотно
выстроенный и отрепетированный номер (постановка) с оригинальной
тематикой и высоким исполнительским уровнем. Отличное владение
постановочными и репетиционными навыками. Студент обладает глубокими
и всесторонними знаниями программного материала по виду подготовки
«Хореографическое
творчество»,
«Театральное
творчество»,
«Этнохудожественное творчество». Умеет четко и обоснованно излагать
учебный материал, свободно соотносить теоретические знания с практикой.
Оценка «хорошо» - выпускник выполнил дипломный проект в полном
объеме и в срок. В практической части - продемонстрировано владение
постановочными и репетиционными навыками. Студент обладает полными
знаниями программного материала по виду подготовки, но допускает в
изложении неточности, не может связать свой ответ с практической
деятельностью. Способен к самостоятельному пополнению знаний и
использованию их в учебном материале. Владеет достаточным уровнем
культуры
мышления,
речи,
профессиональных
компетенций
и
профессиональных умений, и навыков.
Оценка «удовлетворительно» - выпускник выполнил дипломный
проект в полном объеме и в срок, удовлетворительные теоретические знания
законов композиции, средний уровень постановки, использования
художественного материала. Студент обладает знаниями по основному
программному материалу, знаком с основными профессиональными
понятиями предметов специализации, недостаточно умеет соотносить
теоретические знания с практической деятельностью. Слабо владеет
профессиональными компетенциями, знаниями и умениями.
Оценка «неудовлетворительно» - работа сделана не в срок, не в
полном объеме, не соответствует выпускным квалификационным
требованиям. Отсутствует художественное воплощение замысла, большое
количество ошибок в методике работы с исполнителями. Студент не владеет
профессиональными умениями и навыками.
23

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
6.1. Государственный экзамен по ПМ.02 «Педагогическая
деятельность»
По специальности 51.02.01 «Народное художественное творчество» (по
видам) предусмотрен государственный экзамен по профессиональному
модулю «Педагогическая деятельность», включающему междисциплинарные
курсы (далее - МДК) «Педагогические основы преподавания творческих
дисциплин» и «Учебно- методическое обеспечение учебного процесса». МДК
«Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» включает
разделы: Основы педагогики, Основы психологии, Этика и психология
профессиональной деятельности
МДК «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса» состоит
из разделов: Методика преподавания творческих дисциплин, Методика
работы с любительским творческим коллективом.
6.2. Порядок проведения Государственного экзамена по
профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»
Экзамен состоит из двух разделов:
первый - ответ на тестовые вопросы по МДК Педагогические основы
преподавания творческих дисциплин в электронном режиме реального
времени;
второй – устный ответ по билетам на вопросы по МДК «Учебнометодическое обеспечение учебного процесса»
На выполнения заданий на первом этапе отводится не более 45 минут.
Компьютер произвольно выбирает 50 вопросов из вех представленных и
формирует вариант теста в реальном времени. Студент должен в течение
допускаемого времени ответить на предложенные вопросы. Автоматически
компьютером выставляется оценка и распечатывается лист ответа с
выставленной оценкой и количеством времени, затраченным на ответ.
На выполнение заданий по первому этапу дается не более 45 минут,
на подготовку ответов по билетам даётся не менее 30 мин; 15-20 мин. на
ответ по билету.
6.3.
Примерный перечень теоретических вопросов МДК
«Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» (Основы
педагогики, Основы психологии, Этика и психология профессиональной
деятельности).

24

Основы педагогики
1.
Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
Пути и формы овладения педагогической профессией.
2.
Возникновение и развитие педагогики. Система и структура
педагогической науки.
3.
Целостный педагогический процесс как предмет изучения в
педагогике. Методы педагогического исследования.
4.
Ребенок как объект и субъект целостного педагогического
процесса.
5.
Развитие системы образования в России. Сущность и содержание
образования.
6.
Закономерности и принципы обучения. Методы, приемы и
средства обучения.
7.
Виды и формы обучения. Дидактические основы уроков разных
типов.
8.
Цели, задачи и движущие силы воспитания. Методы воспитания.
9.
Нравственное воспитание Взаимоотношения коллектива и
личности.
10. Патриотическое
воспитание
и
воспитание
культуры
межнациональных отношений.
11. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся.
12. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения.
13. Физическое воспитание. Эстетическое воспитание.
14. Совместная работы школы, семьи и общественности.
15. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост.
Классный руководитель.
16. Управление школой и руководство учебно-воспитательной
работой.
17. Педагогика как наука Предмет, задачи и методы педагогики.
Этапы развития педагогики. Понятие об этнопедагогике.
18. Основные понятия и категории педагогики. Связь педагогики с
другими науками.
19. Личность как объект и субъект обучения. Факторы развития
личности.
20. Возрастные особенности школьников. Показатели выделения
возраста.
21. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного и
младшего школьного возраста.
25

22. Психолого-педагогическая
характеристика
подросткового
возраста.
23. Психолого-педагогическая
характеристика
старшего
(юношеского) возраста.
24. Понятие дидактики. Основные категории дидактики. Сущность
процесса обучения.
25. Сущность и содержание обучения. Основные документы,
определяющие содержание образования.
26. Основные принципы обучения.
27. Основные методы обучения.
28. Технические средства обучения и их многообразие.
29. Урок как основная форма организации обучения.
30. Принципы, методы воспитания и их классификация.
31. Требования к личности педагога.
32. Педагогика сотрудничества. Взаимодействие семьи, школы и
социума.
33. Цель воспитания. Сущность и содержание воспитания.
34. Задачи воспитания.
35. Гражданско-правовая, трудовая и экологическая культура
личности.
36. Семья как социальный институт.
37. Сущность семейного воспитания. Функции семьи.
38. Стили семейного воспитания.
39. Формы организации воспитательного процесса. Личность и
коллектив (по А. С. Макаренко).
40. Современные проекты и программы в этнохудожественном и
этнокультурном образовании.
41. Профессиональная деятельность. Виды профессиональной
деятельности специалиста культуры.
Основы психологии, Возрастная психология
1.
Общие закономерности психического развития.
2.
Понятие возраста и возрастных особенностей.
3.
Развитие ребенка в младенчестве.
4.
Развитие ребенка в раннем возрасте.
5.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте.
6.
Готовность ребенка к обучению в школе.
7.
Общая характеристика возраста младшего школьника.
8.
Учебная деятельность младшего школьника.
26

9.
Особенности развития познавательных процессов младшего
школьника.
10. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
11. Общая характеристика подросткового возраста.
12. Учебная деятельность и труд подростка.
13. Формирование личности в подростковом возрасте.
14. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения в подростковом
возрасте.
15. Психологические особенности старшего школьника.
16. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими
школьниками.
17. Предмет психологии, ее задачи, методы.
18. Мозг и психика.
19. Развитие психики и сознания.
20. Личность. Деятельность
21. Внимание.
22. Ощущение.
23. Восприятие.
24. Память.
25. Мышление
26. Речь.
27. Воображение.
28. Эмоции и чувства.
29. Воля.
30. Темперамент.
31. Характер.
32. Способности.
33. Предмет, объект, задачи и методы психологии. Место психологии
в системе наук и отрасли психологии.
34. Сущность, функции психики. Мозг и психика.
35. Структура психики человека и сознание.
36. Индивид, личность, индивидуальность.
37. Потребности как источник активности личности. Способности.
Ценностные ориентации личности.
38. Психические процессы личности. (Ощущение. Восприятие.
Внимание. Память. Мышление. Воображение).
39. Сущность и этапы творческого процесса.
40. Эмоционально-волевая сторона личности. Чувства.
41. Понятие темперамента. Характер и акцентуация характера.
27

42. Сущность и структура общения. Цели, содержание и средства
общения. Деловое общение.
43. Виды, функции общения. Модели общения. Стили общения.
44. Коммуникационный процесс. Общение как восприятие людьми
друг друга.
45. Виды и техника слушания.
46. Вербальные средства общения. Понятие о невербальных средствах
общения.
47. Способы вербального воздействия (убеждение, внушение,
принуждение).
48. Виды и причины конфликтов. Субъекты конфликтов.
Преодоление и разрешение конфликтов.
49. Предмет, задачи возрастной психологии. Проблема возрастной
периодизации психического развития. Движущие силы и условия
психического развития ребенка.
50. Развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте.
51. Развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.
52. Психологическая характеристика развития в подростковом и
юношеском возрасте.
53. Особенности психического развития личности в зрелом и
старческом возрасте.
54. Этика как наука. Этика делового общения.
55. Правила и принципы педагогической этики и этикета.
56. Методические основы форм делового общения
57. Педагогические конфликты.
Этика и психология профессиональной деятельности.
1.
Предмет изучения этики: сущность, возникновение, категории.
Сущность, структура и функции морали.
2.
Культура делового общения в профессиональной деятельности.
3.
Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций.
4.
Кинесика. Особенности невербального общения.
5.
Речевой этикет.
6.
Имидж делового человека.
7.
Дистантное общение: телефон, телекс, факс.
8.
Светский этикет. Культура общения.
9.
Азбука человеческих отношений.
10. Предмет и методы психологии.
28

11. Исторические этапы становления психологии художественного
творчества.
12. Основные положения психологии в профессиональной
деятельности.
13. Психология личности творца и художника.
14. Психические процессы. Познавательные процессы и умственные
способности.
15. Психология общения и понимания. Психология групп.
16. Психология социальных конфликтов.
МДК «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»
Перечень теоретических вопросов по МДК Учебно-методическое
обеспечение учебного процесса представляется по направлениям
«Хореографическое
творчество»
«Театральное
творчество»,
«Этнохудожественное творчество» и доводится до сведения студентов не
позднее 6 месяцев.
«Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»
по виду «Хореографическое творчество»
Историко-бытовой танец
1.
Бытовые танцы средневековья. Связь манеры исполнения и
танцевальной техники с костюмом.
2.
Сходства и различия простонародного и аристократичного танцев
(Влияние костюма на манеру исполнения, основные движения).
3.
Салюты, поклоны и реверансы XVI века.
4.
Бытовые танцы эпохи Возрождения. Связь манеры исполнения и
танцевальной техники с костюмом.
5.
Основные движения менуэта, влияние костюма на манеру
исполнения.
6.
Бытовые танцы XVIII века. Связь манеры исполнения и
танцевальной техники с костюмом.
7.
Бытовые танцы XIX века. Связь манеры исполнения и
танцевальной техники с костюмом.
8.
Основные движения полонеза.
9.
Особенности исполнения французской кадрили.
10. Основные движения и особенности исполнения вальса.
11. Основные движения и особенности исполнения польки.
12. Основные движения и особенности исполнения мазурки.
29

Классический танец
13. Правила и принципы построения урока классического танца
(рассказать о правилах построения и развития урока, длительности и темпе
проведения урока классического танца).
14. Задачи экзерсиса классического танца (перечислить и обосновать
последовательность упражнений у станка и на середине)
15. Demi и grand plie в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
16. Battement tendu из 1 позиции в классическом танце (показать и
просчитать первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
17. Battement tendu из 5 позиции в классическом танце (показать и
просчитать первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
18. Bettement tendu jete в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
19. Bettemenet tendu jete pique в классическом танце (показать и
просчитать первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
20. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans в классическом танце
(раскрыть понятия en dehors и en dedans, показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
21. Положение ноги на cou-de-pied в классическом танце (показать и
рассказать правила исполнения)
22. Petit battement в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
23. Battement frappe в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
24. Battment double frappe в классическом танце (показать и
просчитать первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
25. Battement fondu в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
26. Battement double fondu в классическом танце (показать и
просчитать первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
27. Battement relevelent в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
28. Rond de jambe en lair в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
29. Battement developpe в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
30. Battement soutenu в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
30

31. Grand bettemenet jete в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
32. Позы классического танца - croisee (показать и рассказать о
правилах разучивания и разновидностях их последующего исполнения).
33. Позы классического танца - effacee (показать и рассказать о
правилах разучивания и разновидностях их последующего исполнения).
34. Позы классического танца - ecartee (показать и рассказать о
правилах разучивания и разновидностях их последующего исполнения).
35. Allegro.Temps leve saute в классическом танце (показать и
просчитать первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
36. Allegro. Pas assemble в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
37. Allegro. Pas jete в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
38.
Allegro. Pas echappe на 2 позицию в классическом танце (показать
и просчитать первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
39. Allegro. Sissonne ouverte в классическом танце (показать и
просчитать первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
40. Allegro. Sissonne fermee в классическом танце (показать и
просчитать первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
41. Allegro. Sissonne tombee в классическом танце (показать и
просчитать первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
42. Allegro. Pas de basque в классическом танце (показать и просчитать
первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
43. Allegro. Sissonne simple в классическом танце (показать и
просчитать первоначальную раскладку, рассказать о правилах исполнения).
44. Port de bras в классическом танце 4 и 2 формы (показать и
просчитать первоначальную раскладку).
45. Port de bras в классическом танце 3 и 1 формы (показать и
просчитать первоначальную раскладку).
46. Port de bras в классическом танце 5 и 6 формы (показать и
просчитать первоначальную раскладку).
Народный танец
1. Demi и grand plie в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
2.
Battement tendu I вида в народном танце.
31

(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
3.
Battement jete II вида в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
4.
Rond de jambe par terre I вида в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
5.
Rond de jambe par terre II вида в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
6.
Rond de jambe par terre III вида в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
7.
Rond de jambe par terre IV вида в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
8.
Каблучный battement I вида в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
9.
Подготовка к «верёвочке» II вида в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
10. Battement fondu II вида в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
11.Flic-flac I вида в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
32

12. Flic-flac II вида в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
13. Battement developpe I, II виды в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
14. Дробные выстукивания в народном танце.
(дать определение «дробному выстукиванию»; перечислить варианты
ударов стопой и правила исполнения).
15. Grand battement jete I вида в народном танце.
(показать и просчитать музыкально-ритмическую раскладку основной
формы упражнения; рассказать правила исполнения; перечислить
разновидности основной формы).
16. Port de bras в народном танце.
(движения рук и перегибы корпуса; перечислить возможные варианты
движений корпуса).
17. Цели, задачи и особенности экзерсиса у станка в народном танце.
18. Принципы построения экзерсиса у станка в народном танце.
19. Формы проведения экзерсиса у станка в народном танце.
(рассказать о целях и задачах каждой из форм; дать определение каждой
формы).
20. Принцип композиционной завершённости комбинаций у станка в
народном танце.
21. Применение законов драматургии при сочинении комбинаций у
станка; приведите примеры применения этих законов.
Композиция и постановка танца
1. Перечислить и раскрыть компоненты, от которых зависит качество
исполнения (8 компонентов).
2.
Перечислить и раскрыть критерии, которые определяют
сценическую выразительность (9 критериев).
3.
Перечислить и раскрыть критерии сюжета при сочинении
хореографического произведения (4 критерия).
4.
Дать определение «композиции визуальной физической формы».
Перечислить и раскрыть её критерии (6 критериев).

33

5.
Рассказать о критериях рисунка, которые делают пластическое
произведение интересным с точки зрения композиционной глубины и
объёмности (5 критериев).
6.
Перечислить
и
раскрыть
лексические
критерии
и
проанализировать их необходимость и художественно-эволюционную
ценность (15 критериев).
7.
Дать понятие «содержания» в построении хореографического
произведения. (9 критериев)
8.
Фонограмма в хореографическом произведении. Её значимость и
требования к качеству и содержанию (8 требований)
9.
Перечислить и раскрыть требования к сценическому костюму в
хореографическом произведении. (11 требований).
10. Раскрыть понятие «этика творческого поведения». Перечислить
критерии, которые её определяют.
Методика работы с любительским творческим коллективом
11. Какова цель деятельности любительского хореографического
коллектива?
12. Каковы
особенности
учебно-воспитательной
работы
в
любительском коллективе?
13. В чем заключается сходство и различие в методике обучения
любителей от профессионалов?
14. Какие проблемы воспитания в процессе творчества поднимаются
в литературе по педагогике?
15. В чем специфика воспитательной работы в любительском
коллективе?
16. Каковы
необходимые
предпосылки
эффективного
педагогического руководства развитием личности в любительских
хореографических коллективах?
17. Что входит в понятие «социально-демографический портрет
участника хореографического коллектива»?
18. Что включает в себя социально-психологический портрет
участника?
19. Какие воспитательные задачи решаются на первом этапе создания
коллектива?
20. Каковы функции руководителя любительского хореографического
коллектива?
21. Что такое социально-психологический климат коллектива?
34

22. Какие методы работы на первом этапе формирования и развития
коллектива наиболее эффективны?
23. Какова педагогическая цель и задачи развития любительского
хореографического коллектива на втором этапе?
24. Каковы мотивы участия членов коллектива в совместной
деятельности на втором этапе развития любительского хореографического
коллектива?
25. Какой стиль руководства коллективом предпочтителен на втором
этапе развития любительского хореографического коллектива?
26. Каков характер и каковы мотивы конфликтов в коллективе на
втором этапе развития любительского хореографического коллектива?
27. Какие методы воспитания предпочтительны в процессе
формирования коллектива на втором этапе его развития?
28. Какова
педагогическая
цель
развития
любительского
хореографического коллектива на третьем этапе его развития?
29. Каковы основные мотивы участия членов коллектива в его
деятельности на третьем этапе развития хореографического коллектива?
30. На какие группы можно подразделить участников коллектива в
соответствии с их самооценкой?
31. Какие конфликты возникают на третьем этапе развития
любительского хореографического коллектива, каковы их мотивы?
32. Какова специфика методов вовлечения участников коллектива в
его деятельность?
33. Какие методы поощрения используются на третьем этапе развития
хореографического коллектива?
34. Что представляет собой четвертый этап развития любительского
хореографического коллектива?
35. Каковы мотивы участия членов коллектива в его деятельности на
четвертом этапе развития?
36. Что характерно для конфликтов, возникающих на четвертом этапе
развития коллектива? Каковы их мотивы и пути разрешения?
37. В какие новые виды деятельности вовлекаются участники
коллектива на четвертом этапе его развития?
38. Какие новые методы поощрения могут быть использованы на
четвертом этапе развития любительского хореографического коллектива?

35

по виду «Этнохудожественное творчество»
1.
Освоение базовых элементов психофизического сценического
действия, пластической актерской выразительности.
2.
Речевое искусство педагога.
3.
Дидактические
принципы
организации
и
проведения
художественно-творческих занятий.
4.
Организация детского вокально-хорового коллектива
5.
Методические основы работы с детским творческим коллективом
6.
Музыкально-учебная работа в хоре
7.
Руководитель хора — организатор деятельности хорового
коллектива.
8.
Детский голос и особенности его развития.
9.
Основные певческие навыки.
10. Организация занятий хора и методы разучивания репертуара.
11. Концертно-исполнительская деятельность.
12. Песенный репертуар и требования к его подбору.
13. Цели и задачи музыкального обучения и воспитания.
14. Урок музыки — основная форма организации музыкального
обучения в школе.
15. Подготовка педагога к обучению детей пению: пение как основа
развития и формирования музыкальных умений.
16. Работа над музыкальным произведением.
17. Общие методы и формы работы с самодеятельным оркестром
народных инструментов.
18. Роль дирижера в концертном выступлении.
19. Методика работы с детским самодеятельным оркестром народных
инструментов.
20. Особенности отбора кандидатов для обучения игре в
самодеятельном ОНИ.
21. Сущность репетиционного процесса его основные задачи и
организация.
22. Художественно — педагогические методы обучения.
23. Воспитание и обучение творческой личности.
24. Методика проблемного обучения.
25. Поурочное планирование. Структура урока
по виду «Театральное творчество»
1.
Виды учебной документации в учреждениях дополнительного
образования детей.
36

2.
Сущность и особенности методической деятельности педагога в
системе дополнительного образования детей.
3.
Методические рекомендации как вид методической продукции,
структура и задачи.
4.
Методическое пособие как вид методической продукции,
структура и задачи.
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт, его
функции.
6.
Учебный план: его структура и задачи.
7.
Учебная программа в учреждениях дополнительного образования
детей, её структура и назначение.
8.
Основные требования к составлению календарно-тематического
плана.
9.
Принципы составления поурочного плана, его обязательные
элементы.
10. Понятие об учебно-методическом комплексе: его структура,
требования к оформлению
11. Методика преподавания сценической пластики. Основные
разделы и темы дисциплины. Виды учебных занятий по предмету
«Сценическая пластика».
12. Методика преподавания актерского мастерства. Основные
разделы и темы дисциплины. Виды учебных занятий по предмету «Основы
актерского мастерства».
13. Методика преподавания словесного действия. Основные разделы
и темы дисциплины. Виды учебных занятий по предмету «Словесное
действие».
14. Методика преподавания сценической пластики. Общие и
специальные двигательные навыки.
15. Методика преподавания актерского мастерства. Особенности
проведения актерского тренинга.
16. Методика преподавания словесного действия. Техника и культура
речи.
17. Методика преподавания сценической пластики. Развитие
ритмичности и музыкальности.
18. Методика преподавания актерского мастерства. Методика работы
режиссера с актером по воспитанию психофизических качеств.
19. Методика преподавания словесного действия. Методика
проведения голосоречевого тренинга.
37

20. Методика преподавания сценической пластики. Методика
развития речедвигательной координации.
21. Методика преподавания актерского мастерства. Работа актера над
собой по развитию психофизических качеств.
22. Методика преподавания словесного действия. Художественное
чтение. Основные этапы работы над прозаическим текстом.
23. Методика преподавания актерского мастерства. Самостоятельная
работа актера над ролью (образом - маской).
24. Методика преподавания словесного действия. Методики
проведения дыхательных упражнений.
25. Методика преподавания словесного действия. Методика работы
над логикой речи
6.4. Требования к знаниям и умениям выпускника:
В области педагогических основ преподавания творческих дисциплин,
учебно-методического обеспечения учебного процесса выпускник должен
продемонстрировать:
умение: делать педагогический анализ ситуации в творческом
коллективе; использовать теоретические знания в области психологии
общения в педагогической деятельности; пользоваться специальной
литературой;
учитывать
индивидуальных
особенностей
занимающихся; проводить индивидуальные и коллективные (групповые)
занятия по творческим дисциплинам; использовать приобретенные
исполнительские навыки и умения в преподавательской деятельности;
знания: основ теории воспитания и образования; психологопедагогических особенностей работы с детьми школьного возраста;
требований к личности педагога; основных положений законодательных и
нормативных актов в области образования, непосредственно связанных с
деятельностью образовательных учреждений дополнительного образования
детей, среднего профессионального образования, прав и обязанностей
обучающихся и педагогических кадров; творческих и педагогических школ;
современных методов обучения; принципов построения и методики
проведения уроков по творческим дисциплинам; принципов организации
учебного процесса и норм ведения учебно-методической документации;
методов работы с творческим коллективом; профессиональной терминологии.

38

6.5. Критерии оценки устного ответа
Оценка «отлично» - выпускником продемонстрированы глубокие
исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности
и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твёрдые знания
положений смежных дисциплин: владение терминологическим аппаратом,
умение
давать
аргументированные,
логически
последовательные,
содержательные и конкретные ответы на вопросы, умение приводить
примеры.
Оценка «хорошо» - выпускником продемонстрированы твёрдые и
достаточно полные знания всего программного материала, правильное
понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений.
Правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при
самостоятельном устранении замечаний по отдельным вопросам. Однако
допускается одна-две неточности в ответе.
Оценка «удовлетворительно»
- ответ
выпускника
отличается
недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных
вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа, недостаточным
умением давать аргументированные ответы и приводить примеры.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка «неудовлетворительно» - выпускник продемонстрировал
отсутствие знаний основного программного материала. Грубые ошибки в
ответах, непонимание сущности излагаемых вопросов. Неуверенные и
неточные ответы на дополнительные вопросы.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».