Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Методические рекомендации по посещению и анализу учебного занятия_2022

Введение
Наблюдение, анализ и оценка эффективности занятия – важнейшие
компоненты контроля деятельности преподавателя, качества обучения
студентов. Необходимо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство,
позволяющее своевременно заметить успех и неудачу преподавателя, отметить
положительное в его работе, принять меры к ликвидации недостатков в
образовательном процессе, подготовить обмен опытом.
Занятие – основная форма организации образовательного процесса. От его
качества зависит степень подготовленности будущих специалистов.
Современное занятие должно отвечать следующим требованиям:
1.
Четкое определение учебных, развивающих и воспитательных целей
занятия в соответствии с требованиями программ учебных дисциплин (УД) и
профессиональных модулей (ПМ);
2.
Единство учебных и воспитательных задач;
3.
Определение оптимального содержания и отбор учебного материала
занятия в соответствии с его целями, возможностями, определяемыми уровнем
подготовки студентов, обеспечением занятия необходимым оборудованием и его
технической оснащенностью. На выполнении поставленных задач отрицательно
сказывается как перегрузка учебного материала, так и небольшой его объем;
4.
Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения,
обеспечение познавательной активности студентов, сочетание коллективной
работы с дифференцированным подходом к обучению;
5.
Формирование у студентов самостоятельности в познавательной
деятельности, учебных и практических умений, развитие творческих
способностей;
6.
Осуществление междисциплинарных, межмодульных связей;
7.
Практикоориентированность занятия.
Посещение занятия и его анализ включают следующие основные этапы:
1.
Подготовка к посещению учебного занятия.
Подготовка к посещению учебного занятия включает в себя:
- выбор преподавателя и учебного занятия для посещения;
- уточнение цели посещения учебного занятия (изучение целостной
системы работы преподавателя, учебной деятельности студентов и ее отдельных
сторон, контроль изучения отдельных тем программы; контроль качества
решения некоторых важных дидактических и методических проблем и задач и
др.).
- знакомство с требованиями программы, материалами учебника и
методическими рекомендациями о данной теме;
3

- знакомство с ходом выполнения учебной программы, включая ее
практическую часть, с состоянием успеваемости студентов и контроля знаний,
формирования компетенций;
- просмотр выводов, предложений и рекомендаций, листов мониторинга по
ранее посещенным учебным занятиям данного преподавателя.
В случае необходимости подготовка к посещению предполагает также:
- знакомство с работами студентов;
- продумывание форм личной проверки качества знаний, умений студентов
в ходе учебного занятия.
2.
Наблюдение за ходом учебного занятия, деятельностью
преподавателя и студентов во время посещения. Наблюдение осуществляется в
соответствии с целями посещения. Фиксация наблюдений ведется в заранее
подготовленных бланках (примеры бланков - Приложения 1-3).
3.
Заслушивание самоанализа учебного занятия преподавателя,
уточняющие вопросы к преподавателю.
4.
Совместная аналитико-оценочная деятельность посещающего
занятие и преподавателя, рекомендации преподавателю.
5.
Заполнение бланков: анализа занятия, оценки качества и
эффективности занятия.
6.
Использование результатов посещения данного учебного занятия
в целях улучшения качества образовательного процесса.
К посещению занятия необходимо тщательно подготовиться, а именно:
- Ознакомиться с соответствующим разделом и темой программы учебной
дисциплины (УД), междисциплинарного курса (МДК), профессионального
модуля (ПМ).
- Ознакомиться, с материалом темы занятия. Изучить методическую и
специальную литературу, которая необходима преподавателю для ведения
занятия, а проверяющему – для эффективного анализа занятия.
- Ознакомиться с анализами ранее посещенных занятий, того
преподавателя, к которому запланировано посещение.
- Ознакомиться с журналом учебных занятий.
Взаимопосещения занятий преподавателями внутри предметно–цикловой
комиссии (далее - ПЦК) проводятся в соответствии с составленным графиком, с
которым председатель ПЦК знакомят преподавателей.
Посещения занятий следует строить тематически, а не просто из
соображений количества и очередности проверок. Тематические посещения
занятий могут осуществляться по одному из четырех направлений:
- темы общепедагогического содержания, например, организация занятия,
методика проведения занятия, взаимодействие преподавателя и студентов,
формирование интереса к изучаемой специальности и т.д.;
4

- проверка состояния преподавания и уровня подготовки студентов по
отдельным УД, ПМ или МДК, изучение отдельных проблем по частным
методикам;
- проверка работы отдельных преподавателей или отдельных групп в связи
с производственной необходимостью;
- проверка и оказание помощи начинающим преподавателям.
При посещении занятий проверяющий ставит перед собой определенную
цель. Нельзя формулировать цель таким образом, чтобы она навязывала
преподавателю определенную систему деятельности, заставляла его
подстраиваться под проверяющего. В качестве целей посещения и анализа
подходят цели, отражающие основные направления деятельности
преподавателя, основные учебно-воспитательные задачи, решаемые им в ходе
занятия, например:
- общее ознакомление с методами работы преподавателя;
- изучение методики изложения нового материала;
- изучение методики осуществления принципа наглядности обучения;
- изучение методов контроля знаний;
- изучение организации практической части занятия;
- изучение методики проведения лабораторных и практических работ;
- изучение методики проведения учебной практики.
- изучение организации самостоятельной работы студентов
- изучение взаимодействия преподавателя и студентов и т.д.
Контроль проведения учебных занятий осуществляется в соответствии с
графиком внутриколледжного контроля. Посещение занятий администрацией с
целью контроля проводится, как правило, без предупреждения преподавателя.
Заранее сообщается преподавателю о посещении только в случаях, если
изучается его опыт или ставится цель проверить его методический потенциал.
Методика посещения и анализа занятия
Посещающий занятие должен быть корректным, доброжелательным к
преподавателю, придерживаться определенных правил поведения. Входить и
выходить из учебного помещения можно только после начала (окончания)
занятия вместе с преподавателем. Появление посещающего в аудитории после
начала занятия является грубым нарушением педагогического такта. В процессе
занятия не следует привлекать к себе внимание студентов, поэтому лучше
садиться за последнюю парту или стол. Это одновременно даст возможность
наблюдать за работой всей группы студентов, определить, насколько четки и
ясны изображения на доске, как прослушивается голос преподавателя.
Во время объяснения преподавателя нельзя заниматься просмотром
учебников или тетрадей студентов, так как это отвлекает их. Недопустимо
вмешиваться в работу преподавателя, исправлять его ошибки во время занятия.
В крайнем случае, лучше всего написать преподавателю записку с указанием
5

допущенной ошибки, дав тем самым ему возможность исправить ее в ходе
занятия.
В зависимости от цели посещения необходимо проконтролировать занятие
от начала до конца, чтобы составить полное представление о данном учебном
занятии, либо можно рассмотреть один или два каких-то определенных вида
деятельности преподавателя или студентов, например, методику опроса,
организацию самостоятельной работы студентов и пр.
Ценность заключения по посещенному занятию зависит не только от
умения наблюдать, но и от умения фиксировать свои наблюдения. Как
показывает практика, всякие попытки проверяющего заполнить во время занятия
определенные бланки анализа и следить за его ходом с определенным планом,
ожидая выполнения каких-то действий преподавателя и студентов, в
большинстве случаев успеха не имеют. Занятие – органическое целое, и
фиксировать необходимо весь его ход, все виды деятельности преподавателя и
студентов.
На занятии чаще всего производится только черновая запись, наблюдения
записываются по мере восприятия. Ход наблюдения занятия можно вести в
соответствии с планом занятия, его этапами.
После занятия преподавателю могут быть заданы вопросы для уточнения
отдельных неясных моментов занятия. Затем уже можно приступить к обработке
своих заметок по занятию.
Анализ занятия проводится в день контроля или на следующий день.
Анализ занятия должен, в первую очередь, раскрывать его содержание,
соответствие программе УД, МДК, ПМ, научно-методическую выдержанность,
а затем уже характеризуются использованные методические приемы и общая
организация занятия, характеризуется деятельность преподавателя, студентов,
делается заключение о достижении целей занятия, дается оценка эффективности,
практические рекомендации согласно поставленной методической цели
посещения.
Оценка эффективности занятия проводится в соответствии с Показателями
оценки качества и эффективности занятия (Приложение 4). Выделяют
высокоэффективное, эффективное, малоэффективное и неэффективное занятие.
Посещающий оценивает все характеристики занятия в баллах, подсчитывает
общую сумму баллов и эффективность занятия.
После посещения занятия и составления анализа проводится беседа с
преподавателем, в которой следует остановиться, главным образом, на основных
моментах, не акцентируя внимание на мелочах, не имеющих существенного
значения, не подавляя инициативы преподавателя требованием обязательного
соблюдения принятых обычно форм и приемов работы. Надо всегда помнить,
что тот метод хорош, которым преподаватель владеет и с помощью которого
добивается успеха. Следует не навязывать, а доказывать свои предложения. В
результате проведенной беседы с преподавателем должно быть выяснено, какие
6

мероприятия необходимо провести для улучшения качества его работы, что
хорошего, полезного из его опыта надо передать другим. Беседа должна быть
объективной, замечания аргументированы и тактичны. Сделанные при
посещениях выводы докладываются на заседаниях ПЦК.
Ход беседы с преподавателем по подведению итогов проверки
рекомендуется проводить по следующему плану:
- самоанализ преподавателя, проводившего занятие, о степени выполнения
намеченного плана и достижения поставленных им целей и задач.
- анализ посещающего занятие, замечания и предложения относительно
положительных и отрицательных сторон занятия.
Оформленный анализ занятия подписывается посещающим занятие и
преподавателем, проводившим занятие.

7

Приложение 1

АНАЛИЗ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О преподавателя
Дата
Дисциплина/ профессиональный модуль
Курс, группа, специальность
Количество часов
Место проведения
Число студентов по списку
Методическая цель посещения

чел.

Присутствуют

чел.

Тема занятия
Учебно-методическое обеспечение занятия
1.
Организационный момент
занятия.
Своевременность
Готовность аудитории, её оборудования. Проверка присутствующих.

начала занятия.

2. Качество учебно-планирующей документации. Соответствие темы занятия
рабочей программе. Наличие и качество плана занятий. Качество дидактического
материала, используемого при объяснении, закреплении и контроле.
3. Опрос. Форма опроса (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная,
программированный опрос). Использование межпредметных связей при опросе.Применение
ТСО при опросе. Подведение итогов контроля знаний студентов, объективность
выставленных оценок.
4. Способы изучения новых знаний. Формы изложения материала (лекция, беседа,
семинар). Создание проблемных ситуаций. Применение программированных методов
обучения, использование опорных конспектов и т.п. Научность, систематичность,
доступность, связь с современностью.
5. Способы закрепления материала. Форма закрепления (фронтально с помощью
постановки проблемных вопросов, с использованием дидактического материала, ТСО).
Проводилось ли поэтапное закрепление материала.
6.

Задание на дом. Доступность, четкость, своевременность.

7. Деятельность и личные качества преподавателя. Подготовленность
преподавателя. Степень реализации поставленных целей занятия. Осуществление
обратной связи со студентами. Рациональность использования времени занятия.

8

Внешний вид, культура, речь, педагогический такт.
8. Деятельность
студентов. Степень
активности и
уровень
работоспособности. Наличие интереса к учебе, навыки самостоятельной работы,
организованность и дисциплинированность.
9. Выводы. Достигнуты ли цели занятия. Правильность построения занятия с
методической точки зрения.
10. Фактор положительного опыта. Описание удачного прием учебновоспитательной
работы с целью обобщения и распространения
педагогического опыта.

передового

11. Недостатки

12. Предложения

Общая
оценка занятия или его этапа: высокоэффективное,
эффективное, малоэффективное, неэффективное (нужное подчеркнуть)
(Показатели оценки качества и эффективности занятия перечислены в приложении № 2 к
Методическим рекомендациям для преподавателей по посещению и анализу занятия).
Ф.И.О. и должность посещающего
(подпись)
Ф.И.О. преподавателя
_
(подпись)

_______

9

Приложение 2

АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О преподавателя
Дата
Дисциплина/ профессиональный модуль
Курс, группа, специальность
Количество часов
Место проведения
Число студентов по списку
Методическая цель посещения

чел.

Присутствуют

чел.

Тема занятия
Учебно-методическое обеспечение занятия
1. Организационный момент занятия. Своевременность начала
Готовность аудитории, её оборудования. Проверка присутствующих.

занятия.

2. Качество учебно-планирующей документации. Соответствие темы занятия
рабочей программе. Наличие и качество плана занятий. Качество дидактического
материала, используемого при объяснении, закреплении и контроле.
2. Контроль исходного уровня знаний. Целесообразность использования форм
контроля, выбранных преподавателем на практическом занятии, четкость постановки
вопросов практических заданий, ситуационных задач, привлечение студентов к разработке
дидактических материалов, использование различных форм учебной работы, организация
проверки самостоятельной работы студентов и т.д….
3. Инструктаж преподавателя. Оптимальность объема изучаемого материала и выбора
традиционных и активных методов обучения, реализацию основных принципов дидактики:
доступность, научность, системность, связь теории с практикой, наглядность и т.д….
4. Организация практической части. Целесообразность методов обучения, выбранных
преподавателем для формирования профессиональных и учебных умений с организацией
рабочего места студента, проведением инструктажа и распределением индивидуальных
заданий и т.д….
5. Подведение итогов занятия. Объективность, комментирование оценок с учетом
факторов успеха /неуспеха и воспитательного значения оценки, выводы по занятию)
опрошено
чел. Получили оценки: «5»
чел.,
«4»
чел.
«3»_
чел., «2»
чел., оценки завышены
чел., занижены
чел.
6. Задание на дом. Конкретность, дифференцированность, акцентирование внимания

10

студентов на главные и сложные вопросы. Своевременность окончания занятия.
7. Деятельность и личные качества преподавателя. Эффективность использования
преподавателем методов по определению уровня усвоения изученного материала с
использованием дидактических заданий контролирующего характера, методов получения
обратной связи, методов активизации познавательной деятельности студентов и
т.д.
8. Деятельность
студентов. Оформление учебной документации: дневников,
тетрадей манипуляций; рабочих тетрадей, документации по сестринскому процессу и
т.д.
9. Выводы. Достигнуты ли цели занятия. Правильность построения занятия с
методической точки зрения.
10. Фактор положительного опыта. Описание удачного прием учебновоспитательной
работы с целью обобщения и распространения
педагогического опыта.

передового

11.Недостатки

12.Предложения

Общая
оценка занятия или его этапа: высокоэффективное,
эффективное, малоэффективное, неэффективное (нужное подчеркнуть)
(Показатели оценки качества и эффективности занятия перечислены в приложении № 2 к
Методическим рекомендациям для преподавателей по посещению и анализу занятия).
Ф.И.О. и должность посещающего
(подпись)
Ф.И.О. преподавателя _
(подпись)

11

Приложение 3
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ф.И.О преподавателя
Дата
Дисциплина/ профессиональный модуль
Курс, группа, специальность
Количество часов
Место проведения
Число студентов по списку
Методическая цель посещения

чел.

Присутствуют

чел.

Тема занятия
Учебно-методическое обеспечение занятия
1. Организационный момент занятия. своевременность начала занятия, выполнение
единых требований к правилам внутреннего распорядка и внешнему виду студентов
колледжа, сообщение темы и цели занятия (с проведением мотивации, актуализации и
реализации профильности, с привлечением студентов к постановке целей и т.д.),
проведение инструктажа по ОБЖ.
2. Качество учебно-планирующей документации. Соответствие темы занятия
рабочей программе. Наличие и качество плана занятий.
3. Вводная часть. Оценить проведение разминки, взаимодействие преподавателя со
студентами,
оптимальность
подобранных
упражнений
и
др.
4. Основная часть. Оценить соответствие программе учебной дисциплины и теме
занятия, деятельность преподавателя по объяснению и демонстрации техники
выполнения упражнений, организацию
работы
студентов
и
др.
5. Подведение итогов занятия Объективность, комментирование оценок с учетом
факторов успеха
/неуспеха
и воспитательного значения оценки, выводы по
занятию) Получили оценки:
«5»
чел.
«4»
чел.
«3»
чел.
«2»
чел. Оценки завышены чел., занижены
чел.
6. Задание на дом. Оценить соответствие задания по внеаудиторной самостоятельной
работе студентов программе учебной дисциплины, его конкретность,
дифференцированность и др.
7. Деятельность и личные качества преподавателя. Подготовленность преподавателя.

12

Степень реализации поставленных целей занятия. Осуществление обратной связи со
студентами. Рациональность использования времени занятия. Внешний вид, культура, речь,
педагогический такт.
8. Деятельность
студентов. Степень
активности и
уровень
работоспособности. Наличие интереса к учебе, навыки самостоятельной работы,
организованность и дисциплинированность.
9. Выводы. Достигнуты ли цели занятия. Правильность построения занятия с
методической точки зрения.
10. Фактор положительного опыта. Описание удачного прием учебновоспитательной
работы с целью обобщения и распространения
педагогического опыта.

передового

11. Недостатки

12. Предложения

Общая
оценка занятия или его этапа: высокоэффективное,
эффективное, малоэффективное, неэффективное (нужное подчеркнуть)
(Показатели оценки качества и эффективности занятия перечислены в приложении № 2 к
Методическим рекомендациям для преподавателей по посещению и анализу занятия).
Ф.И.О. и должность посещающего
(подпись)
Ф.И.О. преподавателя _
(подпись)

13

Приложение 4
Показатели оценки качества и эффективности учебных занятий
Ф.И.О. посещаемого преподавателя
Дата посещения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Характеристика учебного занятия

Показатели

Цели занятия объявлены, цели соответствуют содержанию занятия
Проведена мотивация изучения темы
Логически выдержаны все этапы занятия
Продолжительность этапов занятия соответствуют хронометражу
Реализованы интеграционные связи
Соответствие содержания учебного материала целям учебного занятия.
Материал занятия имеет профильную направленность
Методы обучения обеспечили:
а) мотивацию деятельности;
б) сотрудничество преподавателя и студентов;
в) контроль и самоконтроль.
Соответствие методов обучения:
а) целям занятия.
б) содержанию учебного материала;
Организационные формы деятельности обеспечили:
а) сотрудничество студентов;
б) включение каждого студента в деятельность по достижению целей
учебного занятия.
Использованы все необходимые средства обучения
Использованы оптимальные виды и методы контроля
Подведен итог занятия, оценки выставлены в соответствии с критериями.
Домашнее задание объяснено
Уровень достижения целей учебного занятия:
а) учебные цели;
б) воспитательные цели;
в) развивающие цели.
Преподаватель управляет учебными записями студентов.
Преподаватель показал высокий уровень общей, педагогической и
речевой культуры.

Оценка занятия проводится в баллах: 2 балла – реализовано
полностью1 балл – реализовано частично 0 баллов – не
реализовано Эффективность учебного занятия рассчитывается
по формуле:
Эу = (N х 100%): 46, где N – сумма баллов, выставленных экспертом, 46 – максимально
возможнаясумма баллов.
Если Эу – 85% и нет ни одной оценки 0 –занятие высокоэффективное.
Если Эу от 65% до 84% - занятие эффективное.
Если Эу от 45% до 64 % - занятие малоэффективное.
Если Эу менее 45 % - занятие неэффективное.
Ф.И.О. и должность посещающего
(подпись)

Ф.И.О. преподавателя
(подпись)

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».